Две прибрежные конференции: июнь-июль 2014
Напоминаю, что в 9-12 июня состоится конференция на берегу Онежского озера (уже VIII «Евангельский текст…»), а 4-5 июля на Балтике IV Балтийский семинар-дискуссия (с продолжением в Литве). Что касается семинара, то заявки на участие отправляйте мне ДО 10 мая. После пасхальной недели надеюсь обнародовать тезисы для обсуждения.
Поскольку со времени I Петрозаводской конференции (1993) прошло уже 20 лет (!), то к этому славному юбилею публикую фотографии участника этой I конференции И.П. Карпова, который разместил их на своей странице месяц назад. Если у кого-то есть свои интересные фото, отправляйте мне. Улучшим фоторяд. На первой фотографии — легендарное уже «сидение» на крылечке одного из олонецких домов о. Кижи. Приблизительно в таком я жил потом два подряд лета на острове из Кижского ожерелья Онеги. Есть на фото и водопад Кивач, где «алмазна сыплется гора».
Я несколько лет назад оцифровал некоторые видео- тех же времен. Крайне любопытно посмотреть и послушать. Может быть, еще успею что-то сделать и с этим материалом.
5 комментариев
Да, Вы правильно написали: еще не вечер. Только я буду большим пессимистом, чем Вы, и скажу, что если наше образование (гуманитарное в частности) еще не до конца загублено, то мы приближаемся к этому стремительно. С удовольствием перечитала Ваш текст-комментарий некогда поданного заявления филологов МГУ. Но если тогда, 1,5 года назад, была какая-то гордость за своих бывших преподавателей, то сейчас мне ужасно стыдно за них: ведь данное заявление не только ничем не кончилось, но многие из подписавшихся потом пошли на попятную, испугавшись не знаю чего. Вернее, знаю. И пока живуч этот коллективный страх перед теми, кто как будто сознательно разрушает наше бедное образование, ничего хорошего нас ждать не может. Вы слышали, наверное, уже про инициативу создать такой же единый учебник по литературе, как и по истории? Я думаю, это будет надгробный камень для нашей гуманитарной науки, потому что если новиопы-историки умудрились испохабить и превратить в фарс преподавание истории, то на литературе новиопы-литературоведы «отдохнут» как следует. Вы же, полагаю, представляете себе, кто будет создавать подобный учебник? И что в нем может быть написано? И каким темам будет отведено главенствующее место, а про какие темы злобно замолчано? Тем более замечательно, что есть такие конференции, как Балтийская и Петрозаводская. Хотя я никогда на них не была, они для меня, равно как и для всех неравнодушных к науке людей, как отдушина. И за это спасибо Вам большое: ведь во многом традиции проведения этих мероприятий живы благодаря именно Вам.
Подлинным вдохновителем Петрозаводской конференции был (и остается) Владимир Николаевич Захаров. Без его бескомпромиссности, энергии и таланта уже давным-давно этот «очаг» погасили бы всевозможные «осторожные люди», вроде тех, о которых Вы напомнили.
Что касается учебника, то главный вопрос, конечно, состоит в том, кто именно будет заниматься общей стратегией. У кого будут достаточные полномочия. Потому что я вот, например, считаю, что необходимо все-таки какое-то хотя бы минимальное согласие — в фундаментальных вопросах. Например, следует признать, что революционно-демократическая мифология не может быть основой изучения русской литературы. А именно на этой мифологии базируются с советских времен и доныне «программы» и образовательные стандарты. Только самые одиозные имена разве что стараются не приводить, всех этих русофобов — «классиков марксизма-ленинизма», а каркас тот же самый: «Какая чудесная у нас литература, она всегда старалась сокрушить проклятую, навсегда проклятую царскую Россию!».
Как и в преподавании истории. Все-таки нужно дать должную оценку разрушителям Государства Российского. Потому что, когда воины, сражавшиеся в 1941-45 гг., это «герои», а те, кто сражался за Россию в 1914-1917 (а потом выступали под знаменами русского патриотизма) — это, как учили в советские годы, «враги» (а «герои», соответственно, согласно партийным идеологам, это те, кто вёл пораженческую большевицкую пропаганду, с ненавистью к исторической России — от русско-японской войны до Первой мировой), то такой подход уничтожает единство русской истории.
Но те, кто десятилетиями прислуживали известной идеологии, враждебной России как таковой, утверждавшей химеры, чуждые русской традиции, то в виде тогдашнего варианта «глобализации» — «мировой революции», то «систему коммунизма»; в общем, всё что угодно, но ни в грош не ставившие русские национальные интересы, так глубоко окопались в номенклатурных редутах, что, действительно, возникают порой глубокие сомнения в преодолении этой губительной для России инерции, пропитавшей наши «гуманитарные науки».
Полностью согласна с Вами. Нет согласия, которое необходимо. Но откуда ему взяться, если образование пропитано советскими представлениями об «истинном» значении литературы и т.п.? Если так до сих пор учат в школе и педвузах, где будущие учителя сдают экзамены по советским учебникам? Концепция единого учебника истории в данном случае стала лакмусовой бумажкой, по которой понятны те настроения, которые преобладают сегодня. Разумеется, создание аналогичного учебника по литературе будет доверено только проверенным кадрам, например тем, кто не сходит с экранов телевизора. Имена и гибкость этих товарищей общеизвестна.
С двадцатилетием! Спасибо за ретрофото. Это мое любимое занятие — просмотр ретрофото. Узнала Вас и В.Н.Захарова на «сидении» на крылечке одного из олонецих домов. Все такие молодые, веселые. Да, время летит. А все-таки была своя прелесть и тогда, правда? Эта скромность, простота во всем, включая обстановку, одежду и проч. по-моему даже лучше сегодняшнего изобилия, предлагаемого жизнью. Видна во всем какая-то душевность, простота и особая искренность. И поэтому отношения и дружба завязывались, как видите, не на мгновения, а на годы. Даже по лицам видно. Смотря на вас, вижу, как Вы пиджак свой быстро меняли на более спортивный молодежный образ, имманентный Вашей веселости и задору:) Придушил он Вас, придушил:) Это так заметно:) Да, молодость, молодость:) Водопад прекрасный. Было бы очень здорово, если бы появились видеофрагменты.
Тогда было время больших ожиданий. До танкового расстрела российского Парламента осенью того же 1993 года. Много зарубежных коллег — от Канады до Новой Зеландии. Были даже потомки русского Белого движения, например И.А. Кириллова из Кембриджа. Тут дело не в «молодости». Казалось, что самым очевидным образом историческая Россия возрождается из-под глыб. Но недооценили новиопскую публику, которая хлопала в ладоши после каждого танкового залпа в 1993 году, и у которой к этой России наследственная фобия. И еще кое-что недооценили. Другое же (и других), напротив того, переоценили. В итоге филологическое образование почти угроблено. Но еще не вечер. Почему-то, когда пишу это, вспоминается, что на нашем «челне», огибающем Кижи, Федор Тарасов, который затем выступал и в Большом театре, да и в других столь же известных местах, вдруг запел «Из-за острова на стрежень». И допел до конца… Это было во время Второй или Третьей уже конференции.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы