Великий Новгород. XIV Никитские Чтения
Официальное название Чтений — «Духовные начала русского искусства и просвещения». Проводятся в память святителя Никиты, шестого епископа Новгородского, скончавшегося в начале XII века, судьба которого очень и очень поучительна. Особенно в наше время.
В данном случае ресурс pravoslavie.ru, куда я отсылаю интересующихся читателей, допускает в последнем предложении неточность: мощи святителя находятся в Софийском соборе, а не в церкви святого апостола Филиппа. Будучи киевлянином по рождению, Никита как епископ Новгородский телесно упокоился как раз в Софийском соборе. Но, как оказалось, не до скончания этого мира. Мощи были подвергнуты большевицким ритуальным надругательствами, как и многие другие мощи русских святых, спустя восемь столетий (!) после кончины, из большевицкого пленения эти мощи были спасены в 1957 году, но начались посмертные странствования: сначала в Никольский собор, а потом и в тот, который упоминает pravoslavie.ru. Лишь в 1993 году мощи святителя были возвращены туда, где Никита и был похоронен. Кстати, советская фотография, помимо желания властей, свидетельствует о правоте Церкви: с 30 апреля 1558 года, когда состоялось обретение мощей («и увидели, что тело угодника не было подвержено тлению ни в одном из членов»), до 50-х гг. прошлого века, во всяком случае, мощи действительно нетленны. Можно даже говорить о поразительном телесной сохранности.
В чем поучительность судьбы Никиты (некоторое предостережение для нас)? Читаем Киево-Печерский Патерик:
…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего». Прельстившись, монах перестал молиться, а прилежно занимался чтением и книжной премудростью; видя же беса, постоянно молящегося о нём, радовался ему, как ангелу, творящему молитву за него.
Никита стал пророчествовать, знал наизусть все книги Ветхого Завета, но отказывался изучать Евангелие. При этом Никита беседовал с приходящими о пользе душевной и даже предсказывал будущее. Потребовалось изгнание беса, дабы, спасенный братской молитвой, Никита и сам был избран орудием спасения других.
Чтения проходили 10-13 мая. В этот раз они были посвящены 700-летию со дня рождения преп. Сергия Радонежского. Проходили, в основном, в аудиториях Новгородского духовного училища (в Свято-Юрьевом монастыре).
Участники конференции с митрополитом Новгородским и Старорусским Львом, почетным председателем Чтений
Первая половина Пленарного заседания 11 мая.
Александр Ранне, протоиерей. Проблема православного образования в России в контексте некоторых идей Ф.М. Достоевского.
Казин Александр Леонидович. Культура как согласие и вызов.
Симаков Николай Кузьмич. Православное возрождение России в эпоху преподобного Сергия и в наши дни.
Дидковская Виктория Генриховна. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» ‒ прошлое и настоящее текста.
Федорова (Гаричева) Елена Алексеевна. Вселенское и родное в трех редакциях жития преподобного Сергия Радонежского.
Есаулов Иван Андреевич. «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева и «чувство России»: обретение дома.
Видмарович Наталия. Три явления «сокрытого лика» (по рассказу И.С. Шмелева «Куликово поле»).
Кутковой Виктор Семенович. Изведение источника молитвами преподобного Сергия Радонежского: агиографический взгляд, версии писателя Дмитрия Балашова и новгородского монументалиста XV века.
Из второй половины Пленарного я бы выделил доклад многолетнего организатора этих Чтений Александра Васильевича Моторина «Троичный ученик»: преподобный Сергий Радонежский и устроение Руси по образу Пресвятой Троицы.
В рамках Чтений работало несколько секций, состоялись представления книг (я вот представил второе издание «Нового понимания…»), а также было организовано несколько выставок. Это «Христианский окоем» с новыми работами орловских художников — моего знакомого о. Алексея Комова и Ольги Александровны Сорокиной (группа «Пядь»). Надо сказать, некоторые картины замечательные! На выставке
Жил я в Варлаамо-Хутынском монастыре, там, где упокоился Гавриил Романович Державин (между прочим, на место упокоения прах перенесли в том же 1993 году), а самое сильное впечатление произвела праздничная служба в Софийском соборе в память святителя Никиты Новгородского. Службу вел сам владыка Лев. Можно сказать, был настолько потрясен пышностью и великолепием этого богослужения, что поневоле вспомнились фразы древнерусского книжника о службе в другой Софии — Константинопольской. Воистину не знаешь, где находишься: на земле или на небе. Очень, очень люблю я новгородский Софийский собор. Заложен в 1045 году! Самый древний из сохранившихся на территории РФ. Дух Византии, пожалуй, чувствуется там, как нигде больше. И хорошо, что показан фрагмент настоящих внешних стен храма, без позднейших напластований и побелки.
Крестным ходом под колокольный звон через Магдебургские врата собора прошли мы по новгородскому Кремлю.
И еще несколько фотографий как приложение (было бы больше, да некоторая необязательная молодежь только лишь обещала предоставить материал, но не выполнила обещание).
До поездки в Великий Новгород. На заднем фоне ближайший к моему дому древний дуб на окраине Битцевского парка. Мой друг из другого Новгорода — Нижнего — определил возраст дуба в 300-400 лет. Собственно, хотелось только зафиксировать начало парка. Однако получилось несколько символично, да…
А это уже Волхов. С Горбатого моста.
Торговые ряды
Тот же мост. С видом на Детинец.
Прот. Александр Ранне.
Был так любезен, что предоставил свой кабинет в училище для неотложной работы. Так и просидел там. Часа три-четыре. А за обедом обменялись некоторыми итальянскими впечатлениями, оказывается, у нас в Риме были некоторые общие знакомые.
C Н.П. Видмарович и И.А. Киселевой
В Георгиевском соборе (1119 год) Юрьева монастыря, по размерам уступающего только Софии Новгородской
3 комментария
Иван Андреевич, надеюсь, Вы не будете против, если я дополню Ваш обзор этого события лирической нотой?
И стаи галок на крестах,
И в роще соловьи.
Взмахнут крылом и на глазах
Теряются вдали.
И море зелени кругом,
Черёмуха в цвету…
Мир улыбается тайком
Тюльпанами в саду.
Синеет небо в вышине,
Струится, льёт лазурь
И отражается в воде
Не предвещая бурь.
И Ильмень, тихий и седой,
Вбирает небосвод…
И мнится, город золотой
Покажется из вод.
Сыны снегов, сыны славян
Восстанут из былин,
И щекотом своим Боян
Споёт во славу им,
Как Волхов, словно древний волхв,
Несет к святым стенам
Дары на княжеский престол
Из неподлунных стран…
Мир замирает, как во сне,
Таинственно молчит,
Лишь ветер в молодой листве
О вечном шелестит,
О вере в чудо, что живёт
Под сенью голубой…
И колокольный звон плывёт
Над древностью святой…
И довершают на земле
Немыслимый восторг
На трапезе в монастыре
Сметана и творог.
Замечательно! Особенно последняя строфа.
Да, действительно поучительна история обольщения свт.Никиты для нас, ученых. Потому как стяжание внутренней чистоты духовной подменяется часто знаниями богословского характера, научными «степенями». А ведь кто истинный богослов? «Тот, кто правильно молится», — как сказал Симеон Богослов. И как свидетельствуют святые отцы, высшее богословие — это богослужение. Где вся догматика, нравственность и история Церкви. Поэтому тому, кто понимает смысл и содержание богослужебных текстов, можно не читать больше ничего. Как и делали наши предки, которые не умели читать, но были гораздо более христианами, чем современники. Очень хорошо, что в Новгороде проводятся подобные чтения. Судя по программе, весьма интересные и неординарные доклады. Прекрасен Софийский собор, где действительно самое время задуматься о вечном. Ваш древний дуб очень удачно примыкает к окружающему рельефу. Май, а еще не очень жарко, судя по одежкам. А виды пркрасные: настоящая, средняя Россия. Что утешает в окружающей неблагоприятной обстановке…
Последние записи
Последние комментарии
Архивы