IX КОНФЕРЕНЦИЯ «ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Проходит в Петрозаводском университете. Начался этот цикл в 1993 году.
Поскольку присутствовал на всех предыдущих, то как-то негоже пропускать. Вот ее Программа: programma_20172.
Все эти десятилетия конференция начиналась в Духов день, так что празднование православной Троицы самым естественным образом продолжалось и в понедельник. Так было и в этот раз. В петрозаводской церкви Святого Духа.
Уже было и несколько пленарных заседаний, и секционные, и презентация новых изданий участников конференции. Здесь почти произвольный фоторяд, потому что забыл в Москве зарядку для камеры. Уверен, что фотогалерея будет дополнена и восполнена после завершения этого Евангельского текста-2017.
Доклад «История Государства Российского» Карамзина: поэтика текста». В докладе я поставил вопрос: можно ли говорить о «поэтике» такого текста, каким является «История…»? И если да, то что это за «поэтика»? Поставим творчество Карамзина в контекст русского XVIII в. Что такое «состязание» Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова («три оды парафрастические псалма 143»), за пределами «малого времени» конкретной историко-литературной ситуации? Моя концептуальная гипотеза, впервые высказанная именно на этой конференции 2017 г., состояла в том, что в XVIII в. русская словесность переживает два разнонаправленных «воздействия». Происходит грандиозный «перевод» как европейских литератур, так и церковно-славянской кириллической культуры на «светский» русский язык, само формирование которого происходит под решающим влиянием этого «парафразиса». Поэтому всю отечественную словесность и культуру XVIII века можно охарактеризовать как грандиозный динамический парафразис, в котором – в разное время и в разные периоды творчества у самых разных писателей – полюса кириллической православной традиции и западноевропейской учёности, вкупе с «изящной словесностью» имеют обыкновение, так сказать, дрейфовать, то смещаясь ближе к центру, становясь доминантой творчества, то уходя в более периферийные зоны. Оба этих «потока» (а не какой-то один из них!) были необходимы для возникновения новой русской культуры. В этом контексте «История Государства Российского» Карамзина является своего рода итоговым парафразисом с двух сторон сразу: как с «языка» церковно-славянской книжности, ближайшим образом – русских летописей (отсюда диалог, диалогические отношения между основным текстом «рассказа» Карамзина и его примечаниями), так и с просветительского «языка» современной Карамзину западной культуры его времени, преимущественно французской, но не только.
ЗДЕСЬ вы можете ознакомиться с Материалами предыдущих конференций.
Фотогалерея. Авторство большинства фотографий И. Масоловой (Новосибирск). Возвращаемся со службы (Духов день!) в ПетрГУ.
Доклад митрополита Константина «Доказательства бытия Божия по Виктору Несмелову»
Мой доклад
Далее — докладчики на секциях, инициатор самого этого цикла, которому без малого уже четверть века, председатель Оргкомитета и отв. редактор «Проблем исторической поэтики» В.Н. Захаров и «другие официальные лица». Контаминирую заседания, презентацию наших изданий последних трех лет (с прошлой конференции), круглый стол «Перспективы изучения христианской традиции в русской словесности», а также, поскольку за этим «столом» И.А. Киселева остановилась на новом повороте дискуссии вокруг квазилермонтовского текста «Прощай, немытая Россия» (включающую уже и китайские отклики на мой «лермонтовский» текст, опубликованный в Пекине на китайском языке), то напоминаю одну дискуссию на портале.
Общая же оценка того, что происходит с гуманитарным образованием в РФ, была уже дана в итоговой резолюции нашей VIII конференции: «Требуем кардинального изменения государственной политики в области гуманитарного образования». Ситуация не «улучшилась», а лишь усугубилась за прошедшие три года. Моя же собственная позиция (в трех абзацах) вот она.
В «неофициальной» части на этот раз было слепящее карельское солнце, озеро Онего, разного рода паломничества… Что до меня (а также некоторых других участников), то выбрали Кижи.
P.S. Обзор Анастасии Черновой в «Лит. России».
4 комментария
Раз больше никаких откликов нет, то такая вот информация — в продолжение темы — 20 июня на радио «Радонеж» транслировали мою беседу с Антониной Арендаренко о «немытой» России квази-Лермонтова (и вообще о доминанте «культурной политики» как таковой) : http://radonezh.ru/radio/2017/06/20/22-23.html
Иван Андреевич, не особо в тему, но:по-моему, очень интересная статья Владимира Кантора вышла,вдруг не попалась еще.Тема антихриста и тоталитаризма.
http://gefter.ru/archive/22483
Ее ценность значительно понижается тем, что автор совершенно сознательно «не замечает» огромный пласт научной литературы по теме. Потому что если он «заметит», то эта литература, не очень подходящая ему и его кругу, «войдет в оборот», а ему этого совершенно не хочется. Потому что можно прийти тогда читателю к другим выводам. Старая история.
Замечательная получилась конференция! Большое спасибо организаторам и всем участникам — за интересные доклады и дискуссии. И Петрозаводску за гостеприимство и чудесную, солнечную погоду )
Последние записи
Последние комментарии
Архивы