АБСОЛЮТНЫЙ МИФ КИТЕЖА, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МИФОЛОГИИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И АЛУШТЫ
Выступил только что на V Нижегородском тексте с докладом о Китеже. На мой взгляд, именно легенда о Китеже, имеющая пасхальный смысл (о чём и был доклад), является духовной доминантой нижегородского текста.
Организатор конференции профессор Виктория Трофимовна Захарова
В Нижнем и завершился российский цикл презентаций «Мифологий». Достаточно символично, что это произошло именно в том месте, где был зачат Ленин. Это бывшая Нижегородская мужская гимназия, где жил и работал Илья Николаевич Ульянов, ныне Мининский университет. Официально, по Программе progrNN15, я представлял второе (2013) издание «Нового понимания». Поэтому в данном случае, сделав акцент на понимании, я сосредоточился на тех аспектах «Мифологий», которые описывают нынешнюю образовательную политику в области гуманитарных наук.
Все-таки не случайно, что Резолюцию, принятую на последней петрозаводской конференции по евангельскому тексту (Требуем кардинального изменения государственной политики в области гуманитарного образования), в которой констатируется плачевное состояние нынешней образовательной системы РФ, характеризуется «нынешняя антигосударственная политика правительства в обрасти образования», когда «под видом «реформ» происходит уничтожение гуманитарного образования в стране», и предлагаются конкретные шаги по изменению этой государственной политики — в сторону здравого смысла, не решилось опубликовать ни одно издание РФ — ни «провластное», ни квазиоппозиционное (вроде «Коммерсанта» или «Новой газеты»). Откликнулась только «Литературная Россия». Сейчас, когда завершается «год литературы», организованный и проведенный в худших «традициях» позднебрежневской показухи теми, кому ментально чуждо и государственное мышление, и историческая Россия, да и сама ее литература, Евгений Богачков может наглядно убедиться в том, «насколько прав» был я и насколько прав он, полагавший — в июне 2014 года, что я, мол, слишком «горячусь».
Резолюцию (и очень характерные отклики на нее) удалось опубликовать только в моих «Постсоветских мифологиях», где она завершает первую часть книги («Форматирование постсоветского дискурса»).
Что же касается нижегородского текста, то во всей полноте он, конечно, к китежской легенде не сводится. На площади Минина и Пожарского, начало Большой Покровской
В связи с завершением цикла презентаций, выложу то, что было мною ранее пропущено. Бекетовский дом Профессорского уголка Алушты, Шмелёвские Чтения, сентябрь. С директором Валерием Петровичем Цыганником.
Ну что же, раз всё успешно завершилось, можно сделать вывод, что белогвардейцы все-таки отбили не только Нижегородскую мужскую гимназию (см. выше), но взяли и Юсуповский дворец в Кореизе (место, где останавливался И.В. Сталин во время Ялтинской конференции 1945 года). Кабинет Сталина. Вот и хорошо.
Ну а сделал дело — гуляй смело
P.S. Год назад — в сентябре 2014 г. — на этом же самом месте, с видом на море (и приблизительно в этом же составе + фотограф) состоялось первое чтение рукописи «Постсоветских мифологий». Здесь та же группа перед алуштинской презентацией опубликованной книги. Готовимся… )
2 комментария
Да, прекрасная конференция по Нижегородскому тексту. Очень уместно добавить здесь, что С.Н.Дурылин также не просто писал отдельные статьи о Китеже (начиная от «Легенды» и заканчивая текстом «Рихард Вагнер и Россия»), но и, можно сказать концептуализировал сам миф о Китеже в это время. Не говорю о фольклорных и других истоках здесь. Это самая что ни есть «дурылинская тема». Интересен Ваш доклад в этом смысле о пасхальном смысле Китежа. Кажется, у Вас есть и публикация об этом. Если несложно, укажите, пожалуйста, данные. А «пасхальность» отдельная тема, конечно, и для Дурылина. Так, как описана Пасха, скажем, «В родном углу», она редко где может быть описана. Любимые странички. К Светлому дню можно будет и фрагмент разместить. Хорош очень. .Приятно вновь увидеть Бекетовский домик, где «Игнатьевна там вечно тужит, Цыганник у окна стоит»…:) Кстати, примечательно, что первое чтение «Постсоветских мифологий» состоялось под сению шмелевских муз, как и последнее (хотя бы в виртуальном пространстве). Начало и конец ведь родственные слова. Это Вам Иван Шмелев что-то хотел сказать или подарить. И сказал, может быть, и подарил. «Два Ивана: Иван Шмелев — Ивану Есаулову»:)
Вы очень хорошо написали. Я должен буду добавить тогда постскриптум вечером. О первом чтении «Мифологий» в Алуште. Год назад.
Что же касается ссылки, то я и сам прочел краткое изложение собственных рассуждений (устных) о пасхальном смысле Китежа в книге «Китежский летописец», составленной Н.В. Морохиным. И обнаружил там свой портрет. Вот такой пример научной и человеческой этики. Крайне редкий в наше время.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы