Христос Воскресе!
Впервые за три года Пасху праздную, как и положено, в России. Битцевский парк.
Вот такая Пасха была у меня в прошлом году. А вот такая в позапрошлом (там, вспоминая завершающую главу «Выбранных мест…» Гоголя, задавался вопросом: что такое для русского человека сегодня «своя» и «чужая» земля). Кстати, три года назад я обещал, что скоро можно будет ознакомиться с сетевым вариантом «гоголевской» главы, где я обосновываю пасхальный смысл «Выбранных мест». Обещание я исполнил (см. с. 70-79), но на мою аргументацию глубинного родства русской словесности (предпоследняя глава гоголевской книги) и пасхальной радости (последняя глава), похоже, мало кто обратил внимание.
Удивительно тихая и теплая ночь в Москве. В первый раз вижу: во время крестного хода не погасло ни одной свечи. Печально только, что старичка-священника, который, как было видно каждому, совсем по-особенному, истинно по-детски, радовался Пасхе, уже не было…
Ну и дорого яичко ко Христову дню… Во-первых, оказалось, что прошли все мои научные проекты (в том числе, коллективные), так что хотя бы не жаль уйму времени, которое ушло на их составление. Теперь на три года есть, во всяком случае, чем заняться. А то мало ли что… Во-вторых, вышел (уже и в печатном виде) очередной выпуск петрозаводского «Евангельского текста…». Уже 9-й. Солидный получился том: 614 страниц. Обратите внимание, что изменилось название. Теперь «… в русской литературе XII-XXI веков» (а не XVIII-XX), так что… Сами понимаете. ) Готовьте статьи в следующий, не затягивайте: теперь выпуски будут выходить чаще.
СОДЕРЖАНИЕ
Есаулов И. А. Категории закона и благодати в художественном мире М. Ю. Лермонтова
7
Захаров В. Н. «Смелость изобретения» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
18
Кошелев В. А. Четыре «молитвы» М. Ю. Лермонтова
33
Мельничук В. А. Евангельский текст в изображении истории Киевского правления XII века (по материалам летописного свода игумена Моисея и Никоновского свода)
47
Кузьмина М. К. Библейские цитаты в сказании инока Иннокентия о смерти Пафнутия Боровского и их функции
62
Гришкевич Е. Д. Образ креста в гомилиях старообрядческого писателя XVIII века Трифона Петрова
73
Волкова Т. Ф. Библейские сюжеты в осмыслении печорского книжника XIX века И. С. Мяндина
92
Пашков А. М. «Житие Лазаря Муромского» как сюжетный источник поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия»
112
Неёлов Е. М. Сказка А. Пушкина «О попе и о работнике его Балде»
124
Видмарович Н. П. Апостасийное начало в рассказе М. Н. Загоскина «Концерт бесов»
137
Жиркова М. А. Преображающая сила молитвы (стихотворная повесть В. А. Жуковского «Капитан Бопп», 1843)
153
Стебенева (Гайворонская) Л. В. Христианская символика и календарь в поэмах Е. А. Боратынского
170
Сытина Ю. Н. Евангельская притча о талантах в жизни и творчестве В. Ф. Одоевского
189
Виноградов И. А. Н. В. Гоголь как славянофил: славянская тема в наследии писателя
199
Денисов В. Д. Гоголевский христианский именослов: о форме и семантике личных имен в ранней прозе писателя
220
Капустина С. В. Концепт богатырства в трактовке Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского
233
Захарова О. В. Идеи Достоевского в развитии концепции еженедельника «Гражданин» (1873-1874)
243
Карпачева Т. С. Образы сектантов в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского
252
Васильев Д. В. Исповедь и покаяние в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
263
Сызранов С. В. Евангельский текст Достоевского в свете общих закономерностей формообразования
275
Сизюхина К. В. Дневники А. М. Достоевского: проблема жанра
296
Минеева И. Н. Старопечатный пролог XVII века в творчестве Н. С. Лескова: к реконструкции одного литературного казуса
315
Алексеева Л. В. Локус Комаровский скит в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах»
328
Алексеева Л. В. Образы старообрядцев в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах»
349
Захарченко С. О. Библейские метафоры в письмах Льва Оптинского
371
Федосеева Т. В. Мотив искушения монаха в творчестве Я. П. Полонского
380
Гнюсова И. Ф. Герой-проповедник в творчестве Л. Н. Толстого и Дж. Элиот
399
Даренский В. Ю. Идея смирения в повести А. П. Чехова «Три года»
416
Соловьева М. А. Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы нового завета в лирике С. А. Есенина 1918–1919 гг.
432
Михаленко Н. В. Иконописная цветопись в библейских поэмах С. А. Есенина
455
Попова Н. В. «Родовое начало» в поэзии Павла Васильева
471
Корнеенко А. С. Концепт «истина» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
481
Соболев Н. И. Художественное освоение источника у И. С. Шмелева
490
Романовская И. В. Концепт «души» в повести А. Платонова «Джан»
499
Заваркина М. В. Сюжет «испытания истины» в повести А. П. Платонова «Котлован»
512
Сарычев Я. В. Софийная «омоусия» П. А. Флоренского
532
Коршунова Е. А. «Старинный триптих» С. Н. Дурылина и «Почему так случилось» И. С. Шмелева: поэтика христианского реализма
556
Шилова Н. Л. Образы кижских храмов в русской литературе XX века (к 300-летию Преображенской церкви)
572
Даниленко Ю. Ю. Трансформация жанра рождественского рассказа в современной литературе (Д. Быков, Л. Петрушевская)
587
Краснякова М. С. Редукция евангельских «сюжетов» в современной православной беллетристике
599
Любую статью можно прочитать, кликнув сюда.
И наконец: пасхальная картина, которую вы видите, написана замечательным художником Еленой Черкасовой. Полюбуйтесь еще одной: Вход Господень в Иерусалим
P.S. А вообще-то я требую от государства, чтобы первый день Пасхальной недели – понедельник Светлой седмицы, когда православный народ ходил друг к другу в гости и поздравлял с воскресением Христа, был объявлен государственным праздником.
У нас всё беспокоятся о «согласии и примирении»? Так отчего же в знак «согласия и примирения» именно этот понедельник и не объявить государственным праздником?
Это должны поддержать, разумеется, настоящие «западники», ибо в Европе этот день — праздничный, а не рабочий. Отчего же — в данном случае — не сделать шаг навстречу Европе? Не всё же перенимать гадости, отчего же не перенять и доброе? Это, разумеется, должны поддержать и «славянофилы» (потому что в исторической России всегда этот день был, разумеется, праздничным).
Кто против? Какие-нибудь наши «восточники», которые в РФ имитируют «западников» настолько, что присвоили себе само их имя? Не иначе, что против исключительно эти самые «восточники», как у них заведено, тихой сапой саботирующие законное мое право отдыхать в славный светлый понедельник.
Не говорят эти лукавые «восточники» русским туземцам, забывшим своё православное прошлое, об их праве на этот день. Не говорят им также, что в Австралии, Австрии, Албании, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Грузии, Канаде, Кипре, Латвии, Новой Зеландии, Италии, Португалии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Финляндии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Украине, Франции этот светлый понедельник — выходной (на государственном уровне).
А также был таковым в России. Но не в РФ.
8 комментариев
Воистину Воскресе! какой замечательный сборник вышел, с удовольствием бы почитала. Государственный праздник, говорите. А про Пасху у нас вообще разве что-то было в СМИ? Вот на яндексе вчера ни одного упоминания не видела в новостях, на том самом эхе-тоже. Странно, вот мусульманские праздники, например, регулярно освещаются этими же СМИ. Хотя,что тут странного-то… Поэтому остается только мечтать.
Было ли на «Эхе» упоминание о православной Пасхе? Конечно же, было. Как о «христианском безумии». Вполне предсказуемо. В материале «Страна диатезников и сбитых летчиков».
о да, я только что ознакомилась с этой писанинкой. наконец-то все шито белыми нитками, это тенденция такая последних лет 5, по-моему. ничего не скрывать, а выражать ненависть честно.
кстати,девица-то из РГГУ…даже как-то стыдно за alma mater.давно уже стыдно.после «Дождя», братьев Дзядко и всех остальных.
Многоуважаемый Иван Андреевич !
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Разрешите пожелать Вам Божией помощи во всех Ваших просветительских и подвижнических трудах.
Огромное спасибо за подробную информацию о сборнике «»Евангельский текст в русской литературе XII — XXI вв.» Было бы замечательно, если бы Вы смогли в этом году найти время рассказать о своих трудах на радио «Радонеж» и в музее Достоевского в Москве. Хотелось бы, чтобы как можно больше православных людей, преподавателей , ученых узнали бы о Вашей очень ценной деятельности в области подлинной отечественной культуры. Желаю Вам Божией помощи.
Спасибо. С удовольствием. Только вот иной раз уже и записанные с моим участием передачи (последний раз — на РЕН ТВ), в которых я рассказываю о «подлинной отечественной культуре» (с совсем «непривычной» позиции для воспитанного советско-постсоветским TV зрителя), затем так и не появляются в «ящике».
Искренне поздравляю с успехами в проектах! Знаю, как это долгожданно для Вас. Да, в России совсем особая Пасха. У меня она ПЕРВАЯ, а значит незабываемая. Христос Воскрес!
Спасибо, но, к сожалению, в моём случае это — фактически — вторая работа. Тяжёлый труд. Вообще-то именно поэтому в последний год я, например, «жил на одну зарплату» (а как раз в этом году так получилось, что временами и без зарплаты). Сейчас же вновь придется впрягаться.
Рад, что такая удивительная ночь у Вас стала первой Пасхой в Москве.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы