Блог

IX КОНФЕРЕНЦИЯ «ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»

Проходит в Петрозаводском университете.  Начался этот цикл в 1993 году.

P2.indd

Поскольку присутствовал на всех предыдущих, то как-то негоже пропускать. Вот ее Программа:  programma_20172.

Все эти десятилетия конференция начиналась в Духов день, так что празднование православной Троицы самым естественным образом продолжалось и в понедельник. Так было и в этот раз. В петрозаводской церкви Святого Духа.

ev-1

Уже было и несколько пленарных заседаний, и секционные, и презентация новых изданий участников конференции. Здесь почти произвольный фоторяд, потому что забыл в Москве зарядку для камеры.  Уверен, что фотогалерея будет дополнена и восполнена после завершения этого Евангельского текста-2017.

ev-2

Доклад «История Государства Российского» Карамзина: поэтика текста». В докладе я поставил вопрос: можно ли говорить о «поэтике» такого текста, каким является «История…»? И если да, то что это за «поэтика»? Поставим творчество Карамзина в контекст русского XVIII в.  Что такое «состязание» Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова («три оды парафрастические псалма 143»),  за пределами  «малого времени» конкретной историко-литературной ситуации?  Моя концептуальная гипотеза, впервые высказанная именно на этой конференции 2017 г.,  состояла в том, что  в XVIII в. русская словесность переживает два разнонаправленных «воздействия». Происходит грандиозный «перевод» как европейских литератур, так и церковно-славянской кириллической культуры на «светский» русский язык, само формирование которого происходит под решающим влиянием  этого «парафразиса».  Поэтому  всю отечественную словесность и культуру XVIII века можно охарактеризовать как грандиозный динамический парафразис, в котором – в разное время и в разные периоды творчества у самых разных писателей – полюса  кириллической православной традиции и  западноевропейской учёности, вкупе с «изящной словесностью»  имеют обыкновение, так сказать,  дрейфовать, то смещаясь ближе к центру, становясь доминантой творчества, то уходя в более периферийные зоны. Оба этих «потока» (а не какой-то один из них!) были необходимы для возникновения новой русской культуры. В этом контексте «История Государства Российского» Карамзина является своего рода итоговым парафразисом с двух сторон сразу:  как с «языка» церковно-славянской книжности, ближайшим образом – русских летописей (отсюда диалог, диалогические отношения между основным текстом «рассказа» Карамзина и его примечаниями), так и с просветительского «языка» современной Карамзину западной культуры его времени, преимущественно французской, но не только.

ev-3

ЗДЕСЬ вы можете ознакомиться с Материалами предыдущих конференций.

 Фотогалерея. Авторство большинства фотографий И. Масоловой (Новосибирск). Возвращаемся  со службы  (Духов день!) в ПетрГУ.

1n

Доклад митрополита Константина «Доказательства бытия Божия по Виктору Несмелову»

2n

Мой доклад

3n

4b

Далее — докладчики на секциях, инициатор самого этого цикла, которому без малого уже четверть века,   председатель Оргкомитета  и отв. редактор «Проблем исторической поэтики»  В.Н. Захаров и «другие официальные лица». Контаминирую заседания, презентацию наших изданий последних трех лет (с прошлой конференции), круглый стол «Перспективы изучения христианской традиции в русской  словесности», а также, поскольку за этим «столом» И.А. Киселева остановилась на новом повороте дискуссии вокруг квазилермонтовского текста «Прощай, немытая Россия» (включающую уже и китайские отклики на мой «лермонтовский» текст, опубликованный в Пекине на китайском языке), то напоминаю одну дискуссию на портале.

4n

10n

5n

%d0%b4%d0%be%d0%bf2

6n

7n

%d0%b4%d0%be%d0%bf1

8n

9n

13n

14n

24n

15n

17n

18n

19n

20n

21n

22n

25n

26nОбщая же оценка того, что происходит с гуманитарным образованием в РФ, была уже дана  в итоговой резолюции нашей VIII конференции: «Требуем кардинального изменения государственной политики в области гуманитарного образования». Ситуация не «улучшилась», а лишь усугубилась за прошедшие три года. Моя же собственная позиция (в трех абзацах) вот она.

В «неофициальной»  части на этот раз было слепящее карельское солнце, озеро Онего, разного рода паломничества… Что до меня (а также некоторых других участников), то выбрали Кижи.

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170606_123717

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_164846  %d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_160545

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_141657

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_161533

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_161636  %d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_160550

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-20170608_143715

P.S. Обзор Анастасии Черновой в «Лит. России».

 

4 комментария

  • esaulov on Июн 21, 2017 ответить

    Раз больше никаких откликов нет, то такая вот информация — в продолжение темы — 20 июня на радио «Радонеж» транслировали мою беседу с Антониной Арендаренко о «немытой» России квази-Лермонтова (и вообще о доминанте «культурной политики» как таковой) : http://radonezh.ru/radio/2017/06/20/22-23.html

  • Татьяна on Июн 18, 2017 ответить

    Иван Андреевич, не особо в тему, но:по-моему, очень интересная статья Владимира Кантора вышла,вдруг не попалась еще.Тема антихриста и тоталитаризма.

    http://gefter.ru/archive/22483

    • esaulov on Июн 22, 2017 ответить

      Ее ценность значительно понижается тем, что автор совершенно сознательно «не замечает» огромный пласт научной литературы по теме. Потому что если он «заметит», то эта литература, не очень подходящая ему и его кругу, «войдет в оборот», а ему этого совершенно не хочется. Потому что можно прийти тогда читателю к другим выводам. Старая история.

  • Юлия on Июн 09, 2017 ответить

    Замечательная получилась конференция! Большое спасибо организаторам и всем участникам — за интересные доклады и дискуссии. И Петрозаводску за гостеприимство и чудесную, солнечную погоду )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *