Лекция в Воронежском университете
На тему «Любовь, смерть и бессмертие в русской литературе».
Порадовало, что аудитория была переполнена. Нет возможности сейчас выкладывать видео. Просто снимок экрана
В Воронеже на II международной научной конференции «Православный ученый в современном мире». В этом году Пленарное заседание проходило в Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. Выступает ректор
А открывал конференцию митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
Были интересными доклады прот. Геннадия Заридзе, председателя Объединения православных ученых (Воронеж) «Осмысление возникновения вселенной и человека»; Андрея Рачинского (Париж) «Священный Союз» Александра I как пример христианского мироустройства», Александра Моторина (Великий Новгород) «Христианская вера и нравственность как основа научных методов понимания».
Маленький репортаж телеканала «Союз».
Я же прочел доклад «Православная традиция и поэтика литературного произведения». Вызвал довольно горячие отклики.
Аудитория, где проходило Пленарное заседание.
Я живу в самом-самом центре Воронежа. Город похорошел (надо только иметь в виду, что в войну были очень сильные разрушения), улицы (во всяком случае, в центре) чистые, кофе бывает вкусным (хотя большинство кофеен и открывается только в 12 часов дня), люди интересные. Воронеж, наряду с Ельцом, моя, так сказать, «прародина». Отцу очень нравилась лирика Кольцова и я надеялся, что кто-то из нашего рода о Кольцове напишет. Может быть, еще и напишет.
К тому же здесь живет один из участников моего проекта «Русская литература: оригинальные исследования».
В кулуарах: Воронеж, Липецк, Москва, Париж… )
Православный Воронеж. Из того, что мне удалось увидеть в этот раз.
Успенский Адмиралтейский храм
Закладка храма произошла в первое десятилетие основания крепости Воронеж. Первое упоминание находим в грамоте от 5 августа 1594 года. Знаменит, в частности, тем, что это единственный дошедший до нашего времени храм, тесно связанный с кораблестроением и становлением российского флота при Петре I. Царь впервые приехал в Воронеж в феврале 1696 года. Именно близ Успенского храма он нашёл наиболее удобное место для строительства парусников. Специально для этого было выстроено адмиралтейство. В апреле 1696 года после богослужения в Успенском храме были спущены галеры и корабли первого регулярного военно-морского флота России. В 1700 году в храме был освящён один из первых утверждённых военно-морских флагов России.
Известен также тем, что в храме совершал богослужения первый воронежский епископ св. Митрофан в честь спуска на воду кораблей. Часто на богослужениях присутствовал Петр I и даже сам пел на клиросе.
Приехав как-то в Воронеж, Петр вызвал к себе Митрофана. По иноземному обычаю царский дворец в Воронеже был украшен статуями языческих богов. Святитель, встретив на пороге изваяния, вернулся к себе. Петру доложили, что Митрофан был у дворца и ушел. Царь оскорбился и велел опять послать за ним. Старец отвечал посланному: «Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне». Услышав столь решительный ответ, Петр пришел в негодование. «Как он смеет не слушаться царской власти? Если он не явится сейчас же, то будет казнен как преступник царской воли!». Зная строгость Петра, Митрофан поспешил приготовиться к смерти. Он распорядился готовиться к богослужению. Зазвонили в колокола. Петр, услышав благовест, послал спросить о причине. Святитель отвечал посланному: «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть. Готовясь к смерти, я хочу совершить последнее свое богослужение…». Когда Петру передали слова Митрофана, он был поражен решимостью святителя умереть. Не уступая никому и никогда, Петр сделал уступку для Воронежского епископа. Царь приказал убрать статуи и послал успокоить святителя.
Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости. Узнав о том, что святитель плох, Петр поспешил в Воронеж и застал его при последнем издыхании. Митрофан умер на руках у царя. Петр собственноручно закрыл ему глаза и запретил священнослужителям нести гроб покойного, сказав: «Нам стыдно будет, если не засвидетельствуем признательности нашей сему благодетельному пастырю отданием последней почести. Мы сами вынесем его тело». Царь со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца, — говорил Петр на погребении, — буди ему вечная память!».
В Воронежу путем к храму являлся Успенский съезд. Для русского человека советское переименование не только намеренно оскорбляет его религиозные чувства, но и оскорбляет патриотические чувства гражданина России (а не Совдепии)
А это церковь Николая Чудотворца, построенная в начале 18 века.
В отличие от других храмов Воронежа, закрытыми советской властью, в нем почти всегда проходили cлужбы. Почти, потому что в 1940 г. Советское государство закрыло и этот, последний (!) в Воронеже храм, в котором cовершалось православное богослужение.
Кстати, вот панорама русского города Воронежа. С видом на храм.
5 февраля 1942 года церковь вернули прихожанам. Теперь уже более-менее известно под влиянием каких обстоятельств, как именно и почему происходили подобные «возвращения» в те годы.
И еще некоторые фотографии на память об этой воронежской поездке.
8 комментариев
Прекрасное дополнение! Чо ж Вы, святыню, и под спудом держали:) Кроме фото храмов, интересна история взаимоотношений Петра І и свт.Митрофана. Потому что теперь мне понятно изречение свт.Митрофана о Петре І: «Кто будет поминать на панихидах царя Петра, того и я не оставлю в своих молитвах» Примерно так звучало это высказывание. Мне всегда оно казалось несколько удивительным, учитывая особенности отношения Царя к Церкви. Но поэтому, наверное, свт.Митрофан и просил народной молитвы, считая свою недостаточной, потому как было о чем молиться. Хотя это сложный вопрос, поэтому и Пушкин в своей поэме известной недоумевал по поводу образа Петра.
Поздравляю с посещением прародины! По откликам уже видно, что лекция прошла удачно. И тема интереснейшая, мне бы тоже послушать хотелось. И конференция нестандартно интересная. Хорошо, что такие сейчас проводят. Не знала, что есть Объединение православных ученых. Интересно узнать о его деятельности.
Здравствуйте, уважаемый Иван Андреевич!
Я не так давно стала читать Ваш блог после того, как мне посчастливилось побывать на одной из Ваших лекций в городе, где Вы недавно были. Мне очень понравилось!
Сейчас же решила написать, потому что меня очень затронула тема Вашей лекции «Любовь, смерть и бессмертие в русской литературе». Я читала в библиотеке книгу «Пасхальность русской словесности». Специально нашла после лекции )) Читала и последнюю, которую Вы регулярно выкладываете на этом сайте. Я ничего там на данную тему не встречала, во всяком случае — отдельно посвященного.
Очень жаль, что нет видео. Мне просто стало интересно, как же Вы раскрываете тему любви в ее связи с Православием. А также и тему смерти, конечно. Мне кажется, что точнее было бы назвать даже просто «бессмертие» — «Любовь и бессмертие» — или нет? Это я имею дерзость предположить 🙂 Просто я, ориентируясь на Ваши книги, да и на собственные знания (кое-какие имеются)), считаю, что ведь не было в русской классической литературе темы смерти как таковой. Именно бессмертие утверждалось, бессмертие души, конечно. Отсюда пасхальность как возможность воскресения для каждого, кто выберет путь Христа. Русские писатели-классики именно этот путь и указывали, так ведь? В основе своей.
Что касается любви — то тоже очень интересно узнать, как Вы об этом говорите, каких писателей приводите в пример. Мне кажется, что много замечательных примеров любви есть в произведениях русской литературы, но дело ведь даже не в конкретных отношениях. Все сразу думают об Онегине и Татьяне, Карениной и Вронском и пр, и пр. Но ведь это понятие более широкое. Ведь именно любовь и есть тот самый путь к бессмертию, верно? Только настоящая любовь, способная на жертвенность и умеющая прощать. Пример такой любви нам явил Христос.
Вот такие у меня мысли возникли, когда я прочитала название Вашей лекции. Очень было бы интересно послушать или прочитать Ваше исследование на данную тему. Спасибо Вам. Я очень уважаю Ваши труды и всегда многое для себя открываю, когда с ними знакомлюсь.
Cпасибо и Вам, Лара! Конечно, Вы правы по существу, можно было слово «смерть» убрать вовсе, ведь смерти на самом-то деле нет.
Однако на лекции я старался показать, как именно в культуре происходит подобное открытие, как на смену античному видению мира приходит на смену христианское представление о человеке, как именно происходит осознание того, что «человек телесный» (и смерть этого телесного человека) — это еще далеко не «весь» человек и так далее. Дабы избежать праздной болтовни и вести разговор на филологическом материале, я рассматривал исключительно художественные тексты. Важно было продемонстрировать особую «технологию» работы с этим материалом.
Спасибо за ответ, Иван Андреевич! Очень интересно, какие тексты Вы анализировали. Жаль, что так и нет видео. Но понимаю, наверное, не так просто выложить. Я тоже пытаюсь рассмотреть проблему любви и смерти с филологической точки зрения. И именно с позиции христианства: как это отражалось в русской литературе и в целом в русской культуре. Поэтому так интересуюсь.
» ведь смерти на самом-то деле нет» — «Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!»
«Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман»
Иван Андреевич, приятно читать теплые слова о Воронеже. Жаль, что не удалось попасть на Вашу лекцию в университете. Сегодняшний Ваш доклад затронул самую острую проблему современности, которая в полной мере должна быть осознана, чтобы иметь шанс на искоренение. Спасибо.
В предыдущих записях этого блога есть некоторые мои лекции — в других университетах России, поэтому кое-что можно восполнить.
Только нужно иметь в виду следующее. Я ведь никогда не записывался в «студии», всегда это работа в живой аудитории. И эти видео- являются только побочным продуктом, ибо запись в студии и «живая» лекция — совершенно разные вещи.
Часто этого, к сожалению, не понимают.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы