На Дону-батюшке
Три полных дня были достаточно насыщенные. Главная площадка – разные аудитории Южного федерального университета. Сначала открывал Круглый стол «Восток-Запад-Россия: прошлое, настоящее, будущее» в среде философов и историков. Очертил три вектора возможного пути РФ. Дискуссия, если таковой считать последующие монологи, была интересной. Конечно, для непривычных слушателей, которые не читали моих книг – и даже блога — я просто империалист. Если не вдаваться в детали, конечно. Народу тоже было довольно много, некоторые даже стояли. Жалко что приболел философ А.Н. Ерыгин, с которым мы знакомы по одному представительному форуму в Краснодаре, но книгу его — от его имени и с дарственной надписью –мне подарили. Получил и книгу уважаемого В.Н. Белопольского «Достоевский и другие». За ночь с большим удовольствием прочел ☺
Cразу после — презентация книги «Русская классика: новое понимание» в Донской публичной библиотеке. Длилась два часа. Заодно рассказал и о других книгах.
К сожалению, вместо Захара Прилепина в рамках фестиваля «Донская книга» там же затем выступала Полина Дашкова, но я как-то не полюбопытствовал посмотреть что это такое и с чем ее едят. Тем более, что донских раков и рыбки шамайки тогда еще не было… ☺
Вместо этого повезли меня в другой конец города на радио «София», где целый час беседовал с местной журналисткой Екатериной Рачковой, запись беседы надеюсь в самое ближайшее время выложить на сайте
Тем же вечером погуляли с журналистками «Софии» по донской набережной в Ростове-на-Дону. Оказалось, что это умные, квалифицированные и милые девушки. Среди прочего посмотрели на недавно открытый на набережной Дона цветной фонтан. Все хорошо, но комары грызли нас нещадно (я был в броне, но девушек было очень жалко), к тому же что-то странное приключилось еще ранее с моими глазами. Кстати, жил я на Пушкинской, в самом центре, в одной минуте ходьбы от Публичной библиотеки (имеющей весьма специфическую архитектуру) и в соседнем от штаба Деникина месте (на фото), что было очень удобно и даже символично ☺ , но в довольно специфическом по другим параметрам объекте.
Наутро пришлось вести еще один круглый стол на тему «Православие в России: актуальные проблемы». Среди других участников чувство интеллектуальной симпатии и созвучия вызвали первый проректор Донской духовной семинарии иерей Григорий Гриднев и Елена Вадимовна Белопольская. Но любопытных выступлений было достаточно много.
Затем публичная лекция на факультете филологии и журналистики. Народу вроде собралось прилично. Были не только студенты и преподаватели ЮФУ, но и семинаристы местной духовной семинарии.
Состоялась интересная (во всяком случае, для меня) дискуссия. Некоторые фотографии немного… э… рискованные. Но я их взял с официального сайта Южного федерального университета 🙂 И все-таки Вандея так Вандея!
После лекции в местной кофейне. Кстати, казаки пили кофе на двести лет раньше того времени, когда русские распробовали чай. То-то я так кофе люблю.
Вечером – Новочеркасск, где о. Григорий мне показал (и самым захватывающим образом рассказал) о славной истории столицы донского казачества. Следы великолепия и казачьего аристократизма (вопреки насильно вбитым в головы обывательским представлениям о казаках) до сих пор поражают. Но я сюда опоздал. Сильно. На 92 года. Город уже заселен, в основном, совсем другим народом. Однако знаете что? В истории никогда «большинство», вопреки «марксизму-ленинизму», ничего не «решало», а решало всё всегда жертвенное и активное меньшинство, 3-4, от силы 5 процентов населения. Так что еще не вечер.
У памятника атаману М.И. Платову.
9 мая 1853 года скульптуру установили в центре Новочеркасска. На постаменте начертано: «Атаману графу Платову за военные подвиги с 1770 по 1816 год. Признательные донцы». Советские мракобесы сначала спрятали скульптуру под свой кумач, потом уничтожили, воодрузив, как это у них водится, на чужом пьедестале своего кумира — русофоба и казаконенавистика под кличкой «ленин». Однако в 1993 году тов. «ленин» был повержен и атаман Платов вернулся на свое законное место, которое занимает по праву.
Правда, дело все-таки не доведено до логического конца и окружают атамана Платова странные надписи — с советских времен. Помещая этакие «памятные знаки», без всякого сомнения, захватчики старались унизить и оскорбить донских казаков:
Но достаточно взглянуть на кафедральный Свято-Вознесенский войсковой собор, чтобы понять, кем были эти пигмеи и кем были донские казаки:
Это третий по величине православный храм в России (и самый красивый из них). Выше только два храма: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. При этом Вознесенский собор самый старых из этих трех. Его строительство начато в 1803 году (Исаакий начали возводить в 1818, а Храм Христа Спасителя — в 1834). Единственный в мире храм, оформленный, в том числе, и сценами казачьей тематики. Главный крест инкрустирован горным хрусталем, в солнечный день сияющие купола видны на многие километры, из-за чего собор назвали вторым солнцем Дона.
Разумеется, мракобесы не могли такого потерпеть. Золотые купала, как известно, кому-то черный глаз слепили. Вскрыли и осквернили захоронения, украли всё сколько-нибудь ценное (однако казаки успели увезти все-таки наиболее ценные иконы, включая войсковые святыни, которые сейчас находятся в Русском кафедральном соборе в Париже). Кресты сбросили, уникальный богемский крест разбили о мостовую. Советчики крайне не любят вспоминать, что собор вновь открыли для верующих в 1942 году — во время немецкой оккупации (в это время по Ростовской области было открыто 243 храма). Сотни людей участвовали в крестном ходе в день открытия кафедрального храма.
А это — атаманский дворец. Здесь останавливались практически все наши императоры… Но именно здесь 28 января 1918 года застрелился атаман Каледин.
Поблизости народная советская власть расстреляла новочеркасское восстание 1962 года, а ведь уже к тому времени «я родился под красно-зловещей звездой государства»: вот и камень в память погибших
С покорителем Сибири Ермаком. К трехсотлетию Войска Донского, которое отмечалось в 1870 году, донцы решили поставить этот памятник. Деньги собирали исключительно по подписке. Стоит на этом месте с 1904 года. «Красные» пытались покорителя Сибири стащить с пьедестала, но Ермак Тимофеевич устоял. Немцы и не покушались.
Памятник «Примирению и согласию». К этим «примирениям» и «согласиям» я отношусь очень сложно.
Триумфальная арка в память участия донских казаков в Отечественной войне и заграничных походах 1812-1814 гг. Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что мои предки в этих походах точно участвовали. В Новочеркасске две триумфальные арки: одна северная, другая — южная. Русский ампир первой трети XIX века. Так-то вот.
Вот эту фотографию о. Григорий сделал словно нарочно, чтобы кое-кто потерял всякое самообладание. Но не мы.
Ну и как не почтить память Алексея Федоровича Лосева… В Платоновской гимназии, которую он воспел («школе № 3» по-советски)
На другой день – другая столица донского казачества. Духовная колыбель донцов — Старочеркасск. Год основания — 1570. Казачий круг до 1721 года сам объявлял войну и заключал мир, принимал в казаки и выбирал атамана.
Казачья Венеция. Как раз там-то я дважды плавал по Дону. Второй раз уже почти переплыл Дон, был на второй половине реки, но Гузель Леонидовна стала кричать с берега, мол, идет баржа, утопит меня, пришлось, чтобы человек не беспокоился, возвращаться. Эх…
Уже оделся. Но еще не обулся. Вообще много по донской земле ходил босиком в этот день.
Наши женщины были вот такими. А вы думали, они в лаптях ходили?
Просто рядовой. Правда, Его Императорского Величества Наследника Цесаревича полка
В Старочеркасске принимала нас Екатерина Сергеевна Жак, самый активный полемист после моей лекции, задавшая мне множество вопросов 🙂 Вот она и ее курень
А вот и совсем традиционный донской курень
Еще казачий курень. Надо понимать при этом, что в Новочеркасске таких не было никогда. С начала XIX века дома там исключительно каменные. Отсюда и ощущение чисто европейского города.
Знаете, что это? Это подлинные трофеи, привезенные казаками с Азовского похода 1642 года: створки ворот турецкой крепости, две калитки и коромысло главных городских торговых весов.
В Воскресенском соборе — первом каменном храме донских казаков. Сам собор (деревянный) был освящен еще в 1652, однако строительство собора из камня продолжалось с 1706 по 1719. Несколько камней в алтарь строящегося собора положил царь Петр. Кстати, казаков не коснулся царский указ 1714 г., запрещающий каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Разумеется, закрыт, как и почти все храмы Войска Донского. Возобновилась служба в 1942 году, однако почти сразу после «освобождения Дона» вновь запретили богослужение. Здесь абсолютно уникальный барочных иконостас середины XVIII в. Обратите внимание на эту икону: казаки как-то не очень понимали торжественность въезда в город на осле. Потому Христос въезжает в Иерусалим на коне…
Вряд ли в каком еще православном храме можно увидать и вот такое:
Интересны также чугунные плиты на полу храма. Имеется три с надписями вот такого содержания
Цепи Разина. Пояснение очень выразительно, потому воспроизведу также
Знаете, эти стихи?
«Мы шли в сухой и пыльной мгле
По раскаленной крымской глине.
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине
И в этот день в Чуфут-кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год — прощай Россия!»
Вот их автор. Всё-таки признали…
Ел, конечно, рыбку шамайку, донских раков… Я узнал, в частности, что лучшие казаки в 20 веке оказались „за Уралом“ – и немного успокоился ☺ Только тогда нужно добавить еще – и „за морем“. Вообще узнал много. В Новочеркасске я почувствовал себя, наконец, дома. Просто как будто вернулся домой. В станице я сказать такого о себе пока не могу, но мне очень, очень и очень понравилось там!
Вот так и закончился форум „Слово и мысль о России“, организованный Гюзелью Леонидовной Черюкиной. Ей, а также всем другим гостеприимным дончанам, казакам, казачкам и иногородним, спасибо за Дон! )) Может быть, продолжение последует… Но кто на самом деле знает, вернусь ли я сюда еще раз когда-нибудь?
19 комментариев
В последнее время тема ВОВ превратилась в разменную монету в спорах и диспутах, а точнее, в оголтелой полемике, когда речь заходит о преступлениях Советской власти. В сознание людей внедряется идея о, как бы так сказать, некой индульгенции, что ли, в виде факта победы над фашизмом. Торжество, которое только с нашей стороны было оплачено как минимум 27 миллионами жизнями, должно нивелировать казни, ссылки, пытки, геноцид и бесчеловечность, которые были совершены большевиками. Банда, которая орудовала на территории бывшей Российской империи и сопредельных государствах в течение 74 лет, активно участвовала в разжигании Второй мировой войны, а потом спасала свои шкуры, отправив на убой народ, которым правила. Когда Черчиль выразил свое соболезнование по поводу гибели русских в войне с Гитлером (на тот момент официально считалось около 7 миллионов человек), Сталин махнул рукой: «При коллективизации мы потеряли больше». Большевики боролись со своим народом на всех фронтах, в том числе и на казачьем. Попробуете найти хоть одного казака в Ростовской области! Того, настоящего, а не нынешних ряженых. Не найдете ни одного — всех уничтожили к 1940 году. Новочеркасск, Старочеркасск — пустые города, как и донские станицы.
Несомненно,большие казачьи фамилии сгинули за Уралом. На Дону и Кубани после расказачивания сохранились семьи, находящиеся на невысокой ступени казачьей иерархии (денщики и т.д.)-именно их потомки живут, любят и хранят казачьи традиции в Старочеркасске, Новочеркасске, Обуховской,Вешенской. Сомневаюсь, что можно отказывать им в национальной принадлежности. А ряжеными можно воспринимать и танцующих армянские или еврейские танцы на национальных праздниках.
Уважаемый господин Есаулов, напишите, пожалуйста, поподробнее о хопёрских казаках, их месте в Донском войске. Если знаете, конечно, или напишите координаты людей, которые могут знать. Мой дед по матери был из хопёрских казаков, в 40-е его сослали вместе с семьёй на Байкал, дети были совсем маленькими. В начале войны маму поместили в детский дом в… Киргизии, её мать к тому времени расстреляли, а отец вскоре умер в доме инвалидов. Звали его Алексей Васильевич Субачёв, моя мама знала только,что он был донским казаком, брат его жил в Ростове-на-Дону, но в ВОВ погиб. Но родом они с Хопра, а все дети родились в г.Пензе, жену звали Наталия Савельевна Казакова. Никаких сведений о Субачёвых нам собрать за столько лет не удалось, родственники всё тщательно скрывали, а многое и не знали. Помогите, пожалуйста, хоть какие концы найти. Казаки ведь были приписаны к хуторам и станицам. В пензенских архивах (через интернет) я нашла упоминание о 6000 членах казачьих семей, выселенных из Пензенской губернии в Сибирь. Спасибо. Тюряева Ольга Евгеньевна, г.Казань
Уважаемая Ольга Евгеньевна,
я помещаю Ваш комментарий в надежде на ответ какого-либо квалифицированного историка. Я специально подобными вопросами не занимаюсь. Скажу лишь, что фразу «родственники всё тщательно скрывали» я слышал много-много раз. Будучи в Ростове, купил несколько книг по истории казачества. К сожалению, как доходит дело до геноцида 20 века, позднейшего ответа на него со стороны большинства казаков, а потом и новые репрессии, авторы начинают писать таким витиеватым (хочется сказать, позднебрежневским) слогом, что досада берет.
Спасибо большое за интересные фото!
…А все — любили Россию, — и Платов, и Аксючиц. Если точкой отсчета брать именно ее-матушку, то и нет никакого противоречия, уважаемый Иван Андреевич, и отпадает необходимость создавать «заповедники» чисто казачьей и чисто советской истории. В жизни эти люди стояли рядом. Зачем памятники разносить?)) Мне кажется, именно тонкая аура равновесия сквозит в Вашей книге: перед Богом ВСЕ равны… А уж человеческое разумение делит их на «более» или «менее» угодных истории…
«Заповедников» в РФ очень много. Называются они «национальными республиками». Область Войска Донского в них не входила, не входит и не будет входить, уважаемая Инна. Так что волноваться за это не стоит. Потому что фактически уничтожили целый народ. В силу его пассионарности, видимо. «Неправильной» пассионарности. Что же касается «любви к России», то у «победителей» проявлялась она своеобразно. Вначале прямое предательство своей страны, почти все ранние советские «герои», именами которых по-прежнему названы 90 процентов улиц РФ, это люди, которые не только прямо призывали к поражению своей страны в великой Первой мировой, но и всячески содействовали этому поражению: разлагали фронт и тыл, убивали русских офицеров в спину — и так далее. Они заключили сепаратный мир, с легкостью отдали огромную часть исторической России, лишь бы только получить власть (затем их прямые наследники повторили тот же фокус в 1991). Эти «любители» и позже (всю советскую историю) раздавали огромные русские территории, не ими созданные, где только они могли это сделать («Казахстан», Крым — и так далее). «Мировая революция», «коммунизм», а потом и «мировая система стран социализма» всегда им были куда как ближе и дороже России. «Советский патриотизм» появился, когда перестали работать «интернациональные» лозунги, но после 1945 года они немедленно вернулись к карательной практике. В Ленинграде, например, была расстреляна та самая группа людей, которая вернула русскую историческую топонимику ряду улиц. Везде, где только могли, эти «любители России» сокрушали Православие — до последнего издыхания Советской власти — и гнобили, как только могли, православных людей. Их наследники и сейчас точно так же относятся к Православию, как их дедушки и бабушки, видя в его возрождении главную для себя опасность. Хороша же «любовь»…
С этим последним Вашим высказыванием во многом хочется согласиться: разная любовь, разные ценности, наверное, были у атамана Платова и у людей, похороненных рядом с ним. Но второй камень, о котором здесь возникла дискуссия, все же не дает успокоиться на этой мысли. Вот с чем согласиться не могу: Вы постоянно обобщаете, а речь идет о конкретных людях. Тенденциозность иногда бывает следствием и боли, и горячего сердца, и той самой пассионарности, о которой Вы пишете и которой, несомненно, наделены, чему свидетельством все сделанное Вами – и все-таки Вы тенденциозны, Иван Андреевич. Поосторожнее бы с каждым человеком, каждой судьбой. Достоверно выяснить, по каким соображениям советские власти в Новочеркасске 40-х годов именно этих людей похоронили в столь почетном месте – можно (и нужно) только на основании исторического исследования. И только зная что-то достоверно о том, какую жизнь прожил и какую смерть принял каждый из них, можно размышлять о том, почему они похоронены в этом месте. И в любом случае не судить – потому что судить не нам, тут Инна права.
Только, Инна, нельзя не учитывать существенного обстоятельства: речь идет не о частных захоронениях, когда человека поминают родные и близкие, но об увековечении памяти людей перед лицом всего города, и это очень непростой вопрос — ведь этих людей город, жители города по-разному могут помнить. Как именно по-разному – повторюсь – только достоверно и конкретно стоит говорить. То, что этот памятник атаману Платову и эти камни так «сошлись» на одной из главных площадей города -– выразительное свидетельство русской истории ХХ века, и оно нуждается, конечно, в осмыслении и достойном комментарии (быть может, этот комментарий уже дают сегодня в Новочеркасске историки, а вслед за ними экскурсоводы?). Достоверном, без необоснованных по отношению к конкретным людям обобщений.
Ирина! Очень интересная мысль о глубоком и достойном комментировании извечной тагедии жизни! Спасибо. Беру к себе в копилку.
Прошу заметить, что Леонид, задавая вопрос Ивану Андреевичу, сохранил пиетет к профессорскому званию…
Мне кажется, что вот так и должно быть в повседневной жизни: разные политические фигуры и ВЕСЬ спектр их оценок — от сугубо политологических, сиюминутных, до христиански-примиряющих — просто должны звучать ЖИВЫМИ голосами. И, думаю, мы вправе ждать от создателя текста о новом понимании русской классики более далеких от политики оценок)) Впрочем, самая тонкая ткань в мире — это ткань ожиданий от другого человека чего бы то ни было))
Уважаемый Иван Андреевич! Вы совершено правы в негативной оценке деяний советских деятелей против православия! И никто не будет с Вами спорить)) Вопрос в другом. О каких «заповедниках» мы с Вами говорим? Вы тут же обозначили национально-териториальные границы этого понятия, а я речь вела о другом: о «заповедниках» как лакунах мышления, которые мыслители того или иного «политического окраса» считают «святыми» для себя. На мой взгляд, именно русские мыслители дошли до удивитльного объединения самых разных, в том числе и противоположных идеологий перед великой идеей христианства. Своего рода «категорический императив» и для политики в том числе — идея контрапункта всей симфонии человеческих мнений в образе Христа, что сродни и Вашей идее христоцентризма. удивляет, когда мыслители на уровне повседневной этики вдруг изменяют своему учению…
Чем же Иван, оскорбили донских казаков имена офицеров Советской армии, погибших при освобождении города Новочеркасска от фашистских захватчиков в 1943 году?
Обычно провокаторам я слова в блоге не даю. Для вас сделаю исключение. Вы знаете что такое «расказачивание», нет? Знаете, кто проводил «расказачивание», т.е. акцию геноцида по отношению к целому народу? Знаете, небось, что это было задолго до аналогичных действий национал-социалистов в Германии? Разорили храм, поставили казаконенавистника-уголовника и его подручных именно в центре столицы донских казаков, на то место, где семьдесят лет признательные донцы почитали этой скульптурой память казачьего атамана — и вам непонятно что это оскорбление? Пора уже понимать.
Профессор, вопрос заданный Вам без сомнения остался неотвеченным. И для меня жителя Новочеркасска это важно.Какое отношение к «расказачиванию» и геноцида в отношении казаков имеют Герои Великой Отечественной войны, освободившие наш город от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году? Несомненно кощунством является установка памятника ленину на месте атамана,разорение храма.Кто бы сомневался.Но причем здесь подполковники Д. Жидовецкий и В. Аксютич, майоры Я. Керлин, В. Млынский < ...>? Вы предлагаете разрушить память о тех, кто принес мир в наши дома? Кто спас народы СССР от порабощения? Как писал поэт: «На братских могилах не ставят крестов, но разве от этого легче.»
Блог – это место, где человек может высказать свое личное мнение. Обратите внимание, что я не пишу о персоналиях. Мне нет дела до Жидовицкого, Аксючица и других. О них пишите вы, а не я. Потому что я высказал свое мнение исключительно о неуместности в центре казачьей столицы, на том месте, где стоит памятник атаману Платову, двух (двух!) подобных плит. Значит, в центре стоял тов. «ленин», с одной стороны – плита в память «борцов за социализм», «продработников» 1921 года, т.е. тех, кто насильственно отбирал имущество и убивал хозяев (в советской терминологии – «кулацких бандитов»), а с другой стороны – тех, кто вам так дорог и близок. Согласитесь, соседство весьма сомнительное в любом случае. Еще более сомнительным оно стало, когда памятник донскому атаману вернулся на свое законное место. Вряд ли атаману Платову понравилось бы, что на Дону все советское время систематически истребляли самое дорогое для казака – православную веру. Ведь подавляющее большинство тех 243 православных храмов в Ростовской области, которые были открыты во время немецкой оккупации, «освободители» в самом скором времени вновь захлопнули – и начали новые гонения на православных христиан.
Спасибо за эти фотографии и репортаж с места событий, очень интересно! Маловато я знала из славной истории казачества. Про Вознесенский собор в Новочеркасске, например.
Я в поддержку Ивана Андреевича по поводу упрека. Я — Гузель, а в православии — Вера и все личное соблюдено, поверьте. Но это работы не касается. А Есаулов работает очень много. В этом я убедилась.
ясно! …
В общем, поездка удалась!
Хорошие фотографии. Но истинному казаку не стоило забывать про сегодняшний праздник…. по-моему….
Дело в том, что у меня блог, а не календарь. Из того, что я о чем-то пишу, а о другом не пишу, не следует, что это другое — забыто. Например, нигде я не пишу о «Тихом Доне». Но вообще-то я не забываю, что такая книга существует.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы