«Пасхальность русской словесности». Изд. 2, доп.
Есауловъ И.А. Пасхальность русской словесности. Изд. 2, доп. Магаданъ: Новое Время, 2020. — 480 с.
Вторая книга 2020 года. С новыми главами, а некоторые разделы (например, о Гоголе и Достоевском), сохранив свои прежние названия, увеличились в объеме втрое. В целом, первое издание «Пасхальности» имело 17, 5 п.л., а это на десять листов больше. Изменился и состав: так, из второго издания исключена глава о Бабеле (поскольку она вошла в состав книги «Культурные подтексты поэтики Исаака Бабеля», изданной в Софии в 2011 г.). Имеются материалы, никогда не рассматривавшиеся в нашем литературоведении: например, о некорректности советской редукции в названии гоголевской поэмы «Мертвые души», закрывающую также впервые здесь представленные новые «дантовские» подтексты поэмы; в главе о Достоевском критически обсуждаются некоторые положения последнего бостонского симпозиума (2019 г.), а также — полемически — существующие подходы к истолкованию картины Гольбейна в «Идиоте», столь же критически — интерпретации самого романа, как и «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых», художественных текстов Дневника писателя. В новой главе «Преемственность или дискретность: о некоторых аспектах советского освоения русской классики» рассматриваются главные линии трансформации русской классики в филологических штудиях «классиков» советского XX века. Сделана попытка методологически «соединить» столь разнородные концепты, как лосевское понятие «абсолютного мифа» и бахтинское «большое время». Именно в этом издании… Наконец, в постскриптуме ко всей книге («Мимесис, катарсис, парафрасис в последнем пушкинском цикле») при помощи указанных категорий представлено мое «прочтение» своего рода поэтического «завещания» Пушкина. Однако этот тезисный P.S., можно сказать, одновременно и анонс уже других работ, которые надеюсь опубликовать уже в 2021 году…
«Внешне вполне академическое, исследование И.А Есаулова отличает далеко не академическая научная смелость: он решается назвать главную, а значит — определяющую и структурирующую особенность такого непростого явления, как русская культура.
Пасхальность — это более чем понятие и более чем образ; это — архетип, но не в юнгианском значении, а в традиции христианского понимания, хотя и с учетом опыта аналитической психологии, для чего И.А. Есаулову приходится ввести понятие ‘культурное бессознательное’
Последовательность и целеустремленность, с какими Есаулов осмысливает историю русской словесности, выдают его не вполне литературоведческий замысел: не только доказать-обосновать оригинальную историко-литературную концепцию,но и восстановить в национальном сознании единство и цельность национальной культуры, несмотря на все ее видимые противоречия и самоотрицания.
Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что аналитические опыты Есаулова переворачивают школьные представления об истории русской словесности в целом и об отдельных ее произведениях, в частности» (Доктор фил. наук, профессор А.А. Кораблёв).
А с еще одной, о которой была речь постом ранее, уже и три. Все три имеются в московских
и питерских книжных.
Обратите внимание на вариации в эскизе и картине художницы Елены Черкасовой.
И вот так три книги (из них моих — две) выглядят на книжной полке…
P.S. Книгу можно приобрести в «Листве» и в «Фаланстере». Книга также может быть выслана наложенным платежом заинтересованным людям (обращаться по [email protected] М.С. Тейкину). Также книгу можно приобрести у представителей издательства «Новое Время» в Москве (Артём Валерьевич Индиенко, тел. +79629711783, [email protected]) и в Петербурге (Николай Владимирович Кузнецов, тел. +79500250732, [email protected]).
Добавить комментарий