ПОСТСОВЕТСКИЕ МИФОЛОГИИ: СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Москва: Академика, 2015. — 616 с. Наконец-то публикуется и эта книга…
Из Предисловия (в более полном варианте Предисловие см. ЗДЕСЬ):
<...>
Мифологии как таковые, разумеется, описывались и до меня, как в общетеоретическом, так и в историческом аспектах. Вспомним хотя бы о лосевской «Диалектике мифа» и бартовских «Мифологиях». Продемонстрировав «относительность» современного им мифа (мифов), А.Ф. Лосев и, спустя три десятилетия, Р. Барт, попытались освободиться от их господства. Однако это «освобождение» происходило кардинально различно. У Барта – посредством релятивистского «дрейфования», не случайно завершившегося постструктуралистской относительностью всех «ценностей» (впрочем, в христианском контексте понимания этот «дрейф» имеет вполне определенное именование, в чем, думается, Барт отдавал себе полный отчет: отсюда и его вполне откровенная фраза о «легионе»). У Лосева — едва-едва завуалированным (иногда в словесных формах, наследующих православной традиции юродства) утверждением абсолютного мифа, т.е. – для него — византийско-московского православия – взамен отвергаемых относительных мифологий.
Общество также по-разному оценило усилия авторов. «Правому» Лосеву, прозревшему «сатанизм» в замечательной практике советского государства, дали «десяточку», чтобы его повседневность уже вполне совпала с повседневностью других строителей Беломорканала, ну а Барту, с «левых» позиций вскрывавшему современные ему буржуазные «мифы», со временем доверили открыть специальную кафедру литературной семиологии в Париже.
<...>
Желая показать постсоветские структуры повседневности, мне было бы крайне опрометчиво хотя бы в какой-то мере надеяться на то, что удастся занять при этом некую «позицию вненаходимости» по отношению к этим структурам ради вполне «объективистского» их описания: для современника, находящегося «внутри» исторического процесса, такого рода претензия заведомо невыполнима. Однако же, поскольку так сложилось, что я не принадлежу ни к одному из сколько-нибудь влиятельных постсоветских общественно-политических кланов (последние организованные движения, которым я бы мог вполне сочувствовать, успешно ликвидированы на территории нашей страны еще в начале 20-х годов XX века), то, может быть, эти очерки все-таки будут достаточно «объективными», насколько объективность вообще возможна в области гуманитарных ценностей.
<...>
В самой сжатой формуле те формы личного (но одновременно и публичного) поведения, которые <...> отчасти вошли в эту книгу, могут быть определены как христианское сопротивление <...> насаждаемой (с большевицких десятилетий) «культурной политике».
Здесь, по-видимому, нужно кое-что прояснить. Советские диссиденты 70-х годов, за редкими, очень редкими исключениями, были настроены не только антисоветски, но и антирусски (чего решительно нельзя сказать ни о Первой эмиграции, ни о Второй). И даже те из них, кто вошел — в качестве «протестного акта» — в лоно Русской Православной Церкви, рассматривали этот шаг как своего рода вызов истории. Не советской, но, гораздо чаще, именно русской истории. Отсюда странная, на первый взгляд, мешанина из декларируемых христианских позиций и стремления к радикальной ревизии не советских установок в целом (здесь, напротив, тщательно отделяется «плохое» сталинское от «хорошего» интернационального ленинского), но к ревизии именно русской истории как таковой; в том числе, и ревизии истории Русской Церкви. Речь идет в данном случае не о критике тех или иных недостатков исторической Церкви, будь то преследования старообрядцев или сервелизм перед советской властью в годы гонений на христиан в СССР. Имеется в виду кардинальный пересмотр, суть которого лучше всего с бесхитростной простотой выразил вовсе не церковный диссидент, а потомственный советский пропагандист, ныне весьма преуспевающий в РФ телеведущий Вл. Познер: скверно уже то, что русские в свое время приняли именно Православие.
Так что мое христианское сопротивление <...> не имеет ничего общего с такого рода советской — по своему происхождению — диссидентурой. <...> Это неприятие не только того, что происходит «дома», в РФ, но и той «дехристианизации», что совершается на христианском по своему происхождению Западе. Последним по времени актом христианского сопротивления близким мне по духу — при всей очевидной наивности с позиции сегодняшнего дня их программных установок — являлось создание «русскими мальчиками» ВСХСОН, ряд участников которого (такие, как Евг. Вагин) до сих пор не реабилитированы даже посмертно — в отличие от невинно пострадавших «пламенных революционеров».
<...> Надеюсь, несмотря на разнородность представленного материала, а потому и разностильность изложения, никто не сможет упрекнуть меня, во всяком случае, в концептуальной непоследовательности. Все эти десятилетия я пытался идти тем же путем, что и предлагаю своим читателям: от РФии к России.
<...>
18 комментариев
После прочтения этой книги, я поняла, что ничего не знала о той стране, в которой живу именно сейчас. Но желания узнавать она тоже не пробудила.
Я училась в школе, где преподаватели о советском прошлом отзывались далеко не с ностальгией. И дело даже не в отношении конкретно к этому времени, а в том, что мнение учеников всегда учитывалось (вплоть до того, что, когда мы проходили теорию эволюции, учитель биологии был готов освободить от занятий тех, кто по религиозным убеждениям отказывался ее изучать). Примеры из истории и литературы более чем убеждали, что хорошего в советском периоде было немного. Почти все, о чем говорит Иван Андреевич, (“плохой Сталин” — ”хороший Ленин”, православная традиция русской литературы) было нашей “повседневностью”. Когда по истории мы дошли до отречения Николая II, история фактически для нас закончилась. Убедительна была усмешка Черчилля в 1964 году, когда он узнал, что Советский Союз начал закупать за рубежом зерно.
Видимо, поэтому книга вызвала недоумение. Оно остается и сейчас. Я знала, что мозги “промыли”, но таких последствий даже представить себе не могла.
Хотя разрушение иллюзий – достаточно болезненный процесс, но, несомненно, необходимый.
У Вас получился в итоге негативный отзыв: «Желания узнать не пробудила», «вызвала недоумение, оно остается и сейчас», «болезненный процесс» )
Кто бы мог подумать? ))
Когда долго живешь в одном мире, который очень любишь, а потом сталкиваешься с другим, чуждым и бессмысленным, который вызывает желание лишь его вычеркнуть, других чувств возникнуть, как мне кажется, не может. В Вашей книге «структуры повседневности» вызывают лишь отвращение. Эта реакция не на саму книгу, как таковую (она написана блестяще), а на изображение (или отражение в зеркале) этих «структур повседневности». А иметь дело с ними не хочется. Правда, для Н.С. Гумилева игнорирование «структур повседневности» обернулось весьма плачевно.
Зато Н.С. Гумилёв (как затем и его сын) жизнью доказал, что он — свободный человек. Вообще-то для человека этого вполне достаточно. ))
Только сейчас узнал радостную новость, но как её во Франции приобрести ? …
Каждое появление новой книги Ивана Андреевича — настоящее культурное событие. Судя по отрывкам из Предисловия и в этот раз не пройдёт без полемики ! Поражаешься — как человек с таким мiровоззрением не только сумел достичь высшего академического положения (правда, горько пришлось поплатиться за свободомыслие), но продолжает стоять и безстрашно вещать правду. РУССКУЮ ПРАВДУ.
Как близки и созвучны, казалось бы простые слова и мысль о »плохом Сталине» и о »добром Ленине» ! Как утешительно видеть человека, родившегося в советчине и оставшегося совершенно нетронутым этой заразой. Да, Иван Андреевич — второй Евгений Александрович Вагин. И как верно отмечено о сегодняшних и вчерашних — настоящих — антикоммунистах и антисоветчиках. Наши Отцы и Деды ненавидели советчину, проливали кровь в борьбе с большевиками, пошли на нищую, безправную жизнь безподданнных апатридов в чужих странах далёких от горячо любимой Родины. Мысль о России не покидала их до самой могилы. А что видим сегодня ? На Украйне занимаются весьма похвальным лениноповалом, но Ленина валят никак не ради России, наоборот — как символа России, валят ради Бандеры … А в самой России, вернее РФ, быть антисоветчиком это горой стоять за пошлых девок Pussy-Riot …
Поэтому, так не терпится ознакомиться с чистыми, нетронутыми чумой ХХ-го века мыслями И.А. Есаулова.
Протод. Герман
Спасибо за столь лестные для меня слова. О Е. Вагине у меня в книге есть своего рода воспоминания, в период моих трехмесячных «римских каникул». Он мне не успел кое-что передать из своего архива, однако полагал, что кое-что мне удалось лучше сформулировать, чем им… Впрочем, я все-таки человек другого поколения.
Что касается приобретения, то ведь есть интернет-магазины (уже), где она уже имеется. И еще будут. В декабре я поеду во Францию (в Бордо), так что… ))
Иван Андреевич,завтрашняя возможность получить книгу в силе?к какому часу можно подъехать?
14-16.
Иван Андреевич, добрый день. Очень хотелось бы поскорее прочитать Вашу новую книгу. Как и где ее приобрести?
День добрый! Самая первая возможность — на презентации в рамках V Балтийского семинара (г. Светлогорск). Название семинара, как нетрудно заметить, отчасти перекликается с названием книги.
Затем 16 июля (в теч. дня) по адресу Тверской бульвар, 25. На месте (у входа) Вам подскажут, куда обратиться. Пароль: «мифологии» ))
Ну и после — в книжных магазинах г. Москвы.
Спасибо, будем искать возможность приобрести хотя бы 1 экземпляр для всех интересующихся из Воронежа))
Тираж книги вполне достойный. Для этого жанра. По нынешним временам, конечно. ))
Антисоветизм сегодня — это бандеровцы, ломающие статуи Ленина на Украине. Антисоветизм сегодня — это Ципко и Иноземцев. Последыши прорабов перестройки или состарившиеся прорабы. Антисоветизм сегодня — это «Огонек», Мальгин, Архангельский, получающий миллионы от антисоветчика-олигарха. Да и во второй эмиграции были в основном власовцы.
… а вчера — это черносотенные банды Деникина, Колчака, Врангеля, которые хотели отдать фабрики — капиталистам, землю — помещикам, загнать в рабство наш народ, насиловать наших жен и детей? )
Впрочем, сначала дождитесь выхода книги-то. Где кое-кто из упомянутых Вами является ее, так сказать, «героями». )))
И определяю их я несколько иначе. ))
Поздравляю от души! Наконец-то! По-моему самая оригинальная Ваша книга и по формату, и по содержанию. Писалось без этой цели, конечно. А теперь издано. Прекрасная идея.
Благодарю! Вас — особенно! )
Иван Андреевич,поздравляю с выходом книги!Очень интересные отрывки,буду стараться приобрести и прочитать.Она уже в продаже-наверное,в крупных магазинах и университетских лавках?
Спасибо! Вряд ли появится в продаже раньше 15 июля. Насчет «крупных магазинов» я не знаю, не уверен.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы