Блог

«ПАРСУНА». БЕСЕДА НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «СПАС». ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ

Воскресенье, 29 января, 21.30. Беседа в программе Владимира Легойды. Анонс здесь.




Смотреть можно здесь:

Или здесь:

2 комментария

  • Вячеслав Головко on Янв 30, 2023 ответить

    Дорогой и глубокоуважаемый Иван Андреевич!
    С огромным интересом и с большой пользой для себя послушал Ваш диалог с В. Р. Легойдой в программе «Парсуна». Восхищаюсь Вашей эрудицией, Вашим оригинальным взглядом на многие, в том числе и весьма дискуссионные темы, Вашим пониманием сложных вопросов бытия, культуры, литературы, человека и «русского мира». Самобытность — это и природное в Вас, и созданное Вашими глубокими познаниями. В результате опоры на идеи многих талантливых людей — художников слова, философов, мыслителей, филологов — Вы создаёте своё видение многих общезначимых проблем, чем и обогащаете науку, культуру, духовный мир человека. Получаешь огромное удовольствие, слушая Вас, сопоставляя Ваши ответы с теми, которые рождаются в собственной голове.
    И это очень хороший, продуктивный урок. У Марты Насбаум, в одной из её книг есть интересный пассаж, в котором она говорит о том, что читатель, входя в художественный мир, созданный писателем, как бы апробирует духовно то, что могло бы в реальной жизни его поставить перед сложнейшим выбором, то есть он как бы проживает жизнь героев, формулируя для себя важнейшие итоги и выводы. Вот и я параллельно с Вами внутренне переживал такие интеллектуально-духовные ситуации поиска, которые без мощи Вашей мысли и без Ваших обобщений могли бы не иметь для меня самого серьёзного результата.
    Ваши мысли о народе меня особенно привлекли: сейчас я пытаюсь осмыслить идею народа в социальной и художественной философии И. С. Тургенева (в силу её очень современного звучания!). Ваши слова о «ярусах», «сечениях» народа, народной жизни, о том, что нельзя народ отождествлять с простонародьем или с массой, противопоставленной так называемым «элитам», людям из других социальных слоёв, очень сходны с тургеневским пониманием народа. Важно это потому, что сама категория «народ» в современной науке, в современной культуре предстаёт как весьма дискуссионное и многозначное понятие, во многом зависящее от объекта того или иного исследования. Мы сейчас стоим перед необходимостью конкретизации этой категории как универсальной.
    При этом, соглашаясь с Вами, не скажу — «Тургенев — наш современник». Нет, он явление своего времени, продолжающее жизнь на оси вечного Хроноса.
    Спасибо Вам большое! Какая радость, что в нашей жизни рядом живут, трудятся, думают, ищут такие талантливые, такие замечательно одарённые люди! Это не риторика, это — правда!
    С искренним уважением и благодарностью — В. М. Головко.

    • esaulov on Фев 01, 2023 ответить

      Cпасибо за такой редкий детальный разбор! Что касается Тургенева (в том числе, его известной полемики с Достоевским и др.), то я стараюсь доказывать, что в большом времени русской культуры разность точек зрения все-таки отражает разные грани, но именно русской жизни и русской культуры. Иными словами, мы можем — и должны — сейчас (и это не в силу каких-то наших особых «достоинств», но временной дистанции) увидеть то, что сами эти писатели (и их современники) никоим образом увидеть не могли. Поэтому то, что я говорю о «народе», конечно, это полемика с одномерным о нем представлением (которое внедрялось десятилетиями в советскую эпоху и которому, надо признать, были вполне подвержены и такие известные исследователи русской литературы, как Ю.М. Лотман).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *