ДОСОВЕТСКАЯ / СОВЕТСКАЯ / ПОСТСОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
15 января в Елецком госуниверситете (совместно с Лит. институтом) состоялся научный семинар. В узком кругу. Участвовало два десятка исследователей, заседали в уютном месте под симпатичным названием «БУНИНСКАЯ РОССИЯ» (см. Программу). Как будто получилось неплохо. Конечно, мне самому трудно судить, мог бы написать «со стороны виднее», но в том-то и дело — не было никого, о ком бы мог сказать, что он «со стороны».
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00-12.30
Зал лаборатории «Бунинская Россия»
Руководители: Есаулов Иван Андреевич, доктор филологических наук, профессор (г. Москва), Борисова Наталья Валерьевна, доктор филологических наук, профессор (г. Елец)
1. Есаулов Иван Андреевич, доктор филологических наук, профессор (г. Москва). Культурные доминанты русской классической литературы и их профанация, трансформация и возможное обретение
2. Сунь Лэй, преподаватель Пекинского университета иностранных языков (г. Пекин). Историко-биографический дискурс в русской прозе XXI века: поиск идентичности
3. Борисова Наталья Валерьевна, доктор филологических наук, профессор (г. Елец). Михаил Пришвин в пространстве литературы Серебряного века
4. Бердникова Ольга Анатольевна, доктор филологических наук, профессор (г. Воронеж); Голицына Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент (г. Воронеж). Современная духовная поэзия
Кофе-брейк
12.30 – 13.00
СЕКЦИОННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
13.00 – 15.00
Зал лаборатории «Бунинская Россия»
Руководитель: Трубицина Наталия Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент
1. Хворова Людмила Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор (г. Тамбов). Проза С.Н. Сергеева-Ценского первой четверти XX века: пантеизм или христианство
2. Сатарова Людмила Георгиевна, доктор филологических наук, профессор (г. Липецк). О попытке преодоления клипового сознания современной студенческой молодежи (на примере курса «Православие и русская литература»)
3. Кондратьев Александр Степанович, кандидат филологических наук, доцент (г. Липецк). Творчество Л.Н. Толстого в контексте христианской культуры: опыт понимания Е.П. Барышникова.
4. Шкурат Лилия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент
(г. Липецк). Военная проза Ю. Бондарева как ответ на вызов современности
5. Подоксенов Александр Модестович, доктор философских наук, профессор (г. Елец). Мотивы Ф.М. Достоевского в повести Михаила Пришвина «Мирская чаша»
6. Комлик Надежда Николаевна, доктор филологических наук, профессор (г. Елец). Повесть Е. Замятина «Бич Божий» в контексте славянской культуры: проблема национальной идентичности
7. Охотникова Галина Павловна, кандидат филологических наук, доцент (г. Елец). Созерцание и освоение мира в национальных типах культур (на материале произведений М. Пришвина «Черный араб» и «Жень-шень»)
8. Атаманова Елена Тихоновна, кандидат филологических наук, доцент (г. Елец). Реминисценция как феномен поэтики И. Бунина
9. Комарова Инна Васильевна, аспирант кафедры русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора ВГУ (г. Воронеж). Советские реалии и их художественное осмысление в поэзии А. Солодовникова
10. Переславцева Руслана Станиславовна, кандидат филологических наук (г. Воронеж). Литературоцентричность русской интеллигенции как форма культурной идентичности (на материале рассказа А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников»)
11. Краснякова Марина Сергеевна, аспирант кафедры русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора ВГУ (г. Воронеж). История и мир православия в прозе протоирея Николая Агафонова
12. Трубицина Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент (г. Елец). Православный код в романе Михаила Пришвина «Кощеева цепь»
13. Логвиненко Сергей Викторович, кандидат филологических наук (г. Елец). Творческий путь М.М. Пришвина в пространстве культуры Серебряного века
Что же касается города Ельца, то я уже писал о нем. Кстати сказать, в «Новом понимании…» Елец — единственный русский город, которому я посвятил специальную биографическую сноску (в главе, где рассматривается поэтика Бунина, Шмелева и Набокова). 🙂
P.S. Известный публицист и писатель Владимир Петров в «Липецкой газете» отозвался о нашем научном семинаре.
20 комментариев
Иван Андреевич! Поздравляю Вас с праздником Крещения Господня, Богоявления!
В прошлом году Вы порадовали нас отдельным постом и даже (собственноручно, я полагаю) сделанной фотоснимком прекрасного гибискуса.
http://esaulov.net/uncategorized/kreshjenije-gospodne/
В этом же, 2015, — все про Советы да про Китай…
Совсем Вы у нас, как говорят обычно, «зашиваетесь».
Спасибо, Юля! Вас тоже с Крещением Господним! Вот Вы и напомнили, что было в прошлом году…
Спасибо. Думаю об этом.
Очень важная тема семинара в целом, и темы докладов интересные. Остро необходимое сегодня направление научной мысли.
Планируйте своё участие в юбилейном V Балтийском форуме! На сей раз тема «Структуры повседневности и творческий эксперимент», однако тема имеет прямое отношение к елецкому семинару. Саму проблему, как я ее понимаю, представляю (с 28 минуты) вот в этом радиовыступлении.
Простите, свою ответную реплику отправила выше, общим комментарием.
Хотелось бы поточнее понять связь этих двух тем. Попыталась прослушать радиозапись, на которую Вы дали ссылку — почему-то она останавливается на 27 минуте — только у меня?
Структуры повседневности думаю показать сквозь призму русской культурной идентичности и ее (возможной) мутации. В советский и постсоветский периоды. Хотелось бы обсудить эту проблему. Нужны будут квалифицированные дискутанты, придерживающиеся иных взглядов (например, о «советском» как прямом продолжении «русского»). Поскольку эта точка зрения продавливается в качестве «официальной», то проблем с дискутантами не будет, но нужны все-таки умные, а не такие, которых продавливает медиалобби.
А у меня вот всё в порядке с прослушиванием диалога после 27 минуты. На всякий случай название этой передачи «Литературной гостиной» звучит так: «Русские писатели на Балтике и в Черногории».
Спасибо. Не знаю, кто бы смог квалифицированно рассматривать советское как прямое продолжение русского. Сама же я думаю не только о дискуссии, но и, возможно, о докладе на семинаре. Не определилась пока.
А я знаю. )) Коллективный Сванидзе. Или Кургинян. Или Шендерович. Или Венедиктов. Или Дима Быков. Или В.Т. Третьяков. Или большинство наших западных коллег. Ведь «непрерывность же истории», а то… ))
Только для одних эта «непрерывность» от победы к победе (как вариант: от предыстории, т.е. «царской» России к советской героической истории), а для других — здесь, в «России», ВСЕГДА было плохо (подтекст: «мы» тут не при чём). Ну, за исключением, разве что, «блестящих» 20-х гг., т.е. до злодея Сталина, и их отблеска в 60-х, когда похвально изничтожали не вполне еще добитую Русскую Православную Церковь, реанимируя «ленинские нормы жизни».
Т.е. на самом-то деле проблемы в дискутантах нет, но нужен ведь не только инакомыслящий, а еще и порядочный человек. Иными словами, отличающийся от вышеперечисленных и способный к тому же не к оголтелой пропаганде, а к нормальной научной дискуссии.
Совсем прямым продолжением не считаю. Но «лазейка» и в советской литературе оставалась — далеко не все реалистические произведения русской литературы советского периода можно отнести к жанру социалистического реализма. Об этом с удовольствием бы поговорила…
Так за чем дело стало? Чемодан-вокзал-Светлогорск (Раушен).
Насколько строго ныне проверяют поезд на литовской границе? Надеюсь, шенгенской визы не потребуют?))))
Не надо бояться литовской границы, надо бояться строгого отбора. О чём было особое предупреждение. Мы не берём «всех желающих». Не хочу профанировать семинар ради идиотических «показателей». Тогда уж лучше этот проект убить, чтобы не мучался.
А кто боится-то? Просто факты взвешиваем. А «Идиотами» в русской литературе далеко не самые плохие люди оказывались. И отнюдь не глупые.
Люди, которые вводят идиотические «показатели эффективности», не имеют ни малейшего отношения не только к русской литературе, но они же не владеют и русским языком. Они говорят на новиопском жаргоне русского языка. И письменный их «стиль» — тоже новиопский, жаргонный. Проблема в том, что «эффективность» часто оценивается ими по мере освоения этого жаргона. Впрочем, может ли быть иначе в данной ситуации?
Не хотелось бы никого чернить и ни на ком крест не ставить. Помните расссках А.П.Чехова «Дуэль»? Никогда не стоит рубить с плеча, рассуждая о людях, как о безликой массе. Каждая человеческая личность неповторима. Как Вы полагаете? А не ошибается только тот, кто ничего не делает. В общем, если Бог даст, и в реале подискутируем.
Я полагаю, что Вам следует подумать о несколько более серьезных аргументах в дискуссии. Время еще есть. ))
Я же займусь любимым делом: буду сначала «чернить», потом «рубить с плеча». Ну и, само собой, разумеется, рассуждать при этом о людях «как о безликой массе» и отрицать, по своему обыкновению, неповторимость «каждой человеческой личности».
И пусть Ницше плачет.
О Ницше речи вроде не было. Но и ваша новиопская теория отчасти похожа на введение понятия неофитов. Стоит ли так делить людей? Посмотрим. Если материал будет готов вовремя, вышлю на указанную почту.
«Моя» новиопския теория как раз не «моя», представляя собой соображения о «новой исторической общности людей» Дм. Галковского (с некоторыми действительно моими «усовершенствованиями»). «Стоит ли так делить людей»? Но люди и без меня «поделены», т.е. отличаются друг от друга: есть мужчины и женщины; есть взрослые и дети; есть якуты, башкиры, татары, евреи, чукчи, русские; есть высокие и низкие, тонкие и толстые. И так далее. Вообще-то это реальность. Однако на семинаре будем говорить о литературе и культуре. Советская литература и советская культура — это реальность. Русская — тоже. И постсоветские известные всем «особенности» — это тоже реальность. Которую, следовательно, можно и нужно изучать. Но главное, что нужно на семинаре, — умение слушать. С этим у нас большие проблемы. Именно в постсоветском социуме.
Умение слушать скорее личностная проблема. С социальными разделения людей, думаю, всем понятно, а вот идеологические грани очень тонкие. Но если Бог даст поучаствовать, то именно о социальных разделениях поговорим.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы