Блог

СЛАВНОЕ МОРЕ — СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ. СЛАВНЫЙ НАШ ФОРУМ И ОСТРОВ ОЛЬХОН

Накануне вылета из Москвы все складывалось неблагоприятно, вплоть до отмены Байкала, форума, омуля и всего остального. Что касаемо этого остального, как говаривала наш ольхонский экскурсовод, то распространяться не буду. Что касаемо Байкала, то мой дедушка по линии мамы Дмитрий Кириллович строил туннели вокруг Байкала во времена Транссибирской магистрали, а вот я ни разу до того на этом священном море не был и эти туннели не видал. Мог бы еще в студенческие времена, но… Один, как хотели в университете, не хотел я, а как хотел я, не захотели в университете. Восточнее Красноярска не был никогда, да и в Красноярске-то походил по городу часа три, прилетев на каком-то случайном самолетике в баснословные еще времена. Без билета.

Короткими байкальскими ночами я занимался тем, что читал книгу покойного Владимирцева под названием «Достоевский народный». Особенно, когда задула САРМА (не путать с легким ветерком БАРГУЗИНОМ). И, надо сказать, мысли сибирского коллеги оказались близки настолько, что кое-что из его положений хорошо бы обсудить через год на Балтийском семинаре «Народная культура и христианство». Конференция была посвящена памяти Владимира Петровича.

Жили, собственно, мы сначала в самом центре Иркутска, в двух шагах отсюда. Это московские ворота на набережной Ангары

Ангара река быстрая, полноводная и рыбная. Люди прямо в городской черте ловят хариусов.

Основан Иркутск, разумеется, казаками.

Город нам понравился, там, слава Богу, есть не «архитектурные памятники» в окружении непередаваемого словами советского градостроительного уродства, а действительно городская среда, о которой можно сказать – русский сибирский город. Вот такой:










Современные здания грамотно (и гораздо лучше, чем в Москве) вписаны в историческую застройку. По большей части они оттеняют историю, а не подавляют ее

Разумеется, нет такого города в нынешней РФ, в котором новиопы сами, доброй волей оставят в покое русское культурное пространство. Вот и здесь некие силы (я не думаю, что коммунистические: тут какой-то иной градус, более высокий, видать) как вцепились в несчастную Россию, так и не отпускают. Главные улицы, разумеется, названы именами русофобов. В данном случае – Карла Маркса и Ленина. Есть и еще более гнусные персонажи, которые оскверняют своими именами замечательный в целом город. Вот, например, такие:

Взорвали лучшие православные храмы города, красивейшие. Поставили на их месте нечто напоминающее задворки Манхэттена. Видать, у этих «советских архитекторов» был сильный комплекс неполноценности — оттого что из-за несостоявшейся «мировой революции» пришлось им задержаться в ненавистной России. Некоторым навсегда. Вот они и воспроизвели любимый Манхэттен – советского разлива – посреди Сибири. На месте постылого (им) православного кафедрального Казанского собора. Да еще и возвестили о «великой победе» (на этом же месте):

Встречаются некоторые «памятники» просто чудовищные. Думаю, они бы крайне понравились ненавистнику России В. Ленину. Взгляните, вот он рядышком с этими уникальными мордорскими постройками. Искаженные каким-то психозом истерические лица: это же родная для «пламенных революционеров» среда. Прямо коллективный Мунк. Даже и сейчас они те же и такие же:

Вы действительно полагаете, что это возникло в русской среде и представляет русскую культуру (пусть и советского периода)? Все эти параллелепипеды, кубы и квадраты, да еще словно приправленные перманентной истерикой? Ну-ну.

Некоторые заезжие пилигримы крайне удивлялись подобному вкусу. Даже не могли скрыть своего изумления.

Как вы думаете, например, на чьей стороне нынешняя Российская Федерация: на стороне России или Польши в восстании 1863 года? Кого славит? Память кого чтит? Вопрос риторический: разумеется, на стороне «польских повстанцев». Будь иначе, вот таких улиц бы не было (кстати, как раз на месте взорванного кафедрального собора Иркутска):

Впрочем, есть и противоположная тенденция. Благодарный Иркутск поставил памятники Александру III и адмиралу Колчаку. Последнего расстреляли в свое время в черте нынешнего города. Но здесь же поставлен единственный в стране памятник. Кстати, напоминаю свой пост об адмирале Колчаке



Обратите внимание на исключительную эмблематическую точность скульптора Клыкова. Совершенно понятно – кто и за что сражался в эту «гражданскую» войну.

Что касается собственно научной части, то в Иркутск приехали председатель Российского общества Достоевского Б.Н. Тихомиров, Н.Т. Ашимбаева и Н.В. Шварц из Питера, А.П. Власкин из Магнитогорска, В.В. Борисова и С.С. Шаулов из Уфы, Е.Г. Новикова из Томска, Е.А. Осокина и Н.Н. Богданов из Москвы, Ивана Рычлова из Праги. Были и другие официальные лица. Разного возраста. Славный род Достоевских представлял замечательный человек – Алексей Дмитриевич Достоевский. Ну а организовала все это, плюс бурятские позы, омуля, а также то, что к нему полагается, О.Ю. Юрьева. Называлось сие «Судьба и творчество Достоевского: современное состояние изучения».

Пленарное заседание прошло в чудесном особняке. Здесь в Иркутске ранее располагалась Духовная семинария. Прочел доклад.

После первого дня выпил кофе на берегу Ангары и поговорил с местными коллегами. К величайшему моему изумлению, они читали даже мои старые статьи в журналах «Лепта» и «Москва». Уже потому подобные встречи полезны, что дают какой-то стимул писать, а то часто этот процесс представляется вполне бессмысленным. За Иркутск я теперь спокоен ☺

Что касаемо культурной программы, то ездили 12 часов по Кругобайкальской железной дороге – по реликтовой ее ветке времен Российской империи, с теми самыми туннелями.

День был чрезвычайно холодным, я не знал тогда что будет еще у Байкала… Встретились с жутко мерзнувшей чешкой Иваной Рычловой, известным историком русского театра, знакомой мне по Минску, где она тоже, бедняжка, жутко мерзла… На пароходике обогревались буржуйкой в трюме. Ну, хорошо, не буржуйкой, но об этом я писать не буду.







Вот они, легендарные сооружения Транссиба вокруг Байкала






Впервые едим омуля. Тогда мы были еще настолько темными людьми, что могли существовать без ЗАГУДАЯ. Вскоре исправились.

А вот я впервые опробую Байкал при помощи тактильных ощущений ☺

Однако не мог не нарушить конвенцию и всевозможные обещания, данные мною нашему руководителю, называвшему себя старшей пионервожатой. Вода в Байкале не холодная, она обжигающая, сразу же захватывает дух и становится нечем дышать, поэтому следует плыть быстро. Почти как Фелпс. Впрочем, Фелпс бы замерз в этих водах. Потому что не сибиряк.






С другой стороны дороги, впрочем, тоже хорошо. Похоже на Швейцарию. Только лучше.


Просто Байкал











Другие заседания были уже прямо на Байкале, на базе Ольтрек. По дороге. Шесть часов от Иркутска.



Вдали два небольших острова на Байкале, которые я облюбовал (с разрешения об-ва Достоевского), дабы побыть там Робинзоном

Тогда будет нужна лодка. Вот эта сойдет

От мира отгорожусь вот таким заборчиком

Боюсь, правда, на своем собственном острове впасть в буддизм (или шаманизм). Тогда буду принимать коллег по обществу исключительно вот так

Или, по крайней мере, вот так

Или вернусь к иным традициям. В любом случае новиопы не забалуют

А ежели забалуют, то ждет их вот это. Показываю в виде исключения на собственном примере:

У нас же заседания бывали такие


Но еще и такие. Мы с Борисом Николаевичем, например, не только прочли по два доклада, но и поочередно вели дискуссию. Но сидели мы не под медвежьей шкурой (как некоторые) и не под оленьими рогами (как-то нам рога эти не внушали доверия), а под совой с раскрытыми крыльями. Впрочем, рога также были в опасной близости.






С Алексеем Дмитриевичем Достоевским. Очень рад, что познакомился с таким cлавным человеком.

В свободное от омуля, моего бессонного соседа и заседаний время мы с Алексеем плавали в бодрящей байкальской воде и играли в настольный теннис, он играет хорошо, закручивает шарик лучше меня. Успели сыграть несколько полноценных матчей. В последний раз так понравились зрителям, что бармен денег за игру не взял ☺

Но главное событие – это посещение острова Ольхон. Это просто сафари. От дорог до всего остального. Туда нужно и ехать, и плыть. Например, без бурятских поз доехать до Ольхона невозможно. Но судьба Фрэнсиса Макомбера меня (на сей раз) не постигла.

Невероятно, что такая красота есть еще на Земле. Здесь даже песок временами рубиновый, просто рубиновый песок, блистающий на солнце рубиновыми гранями песчинок. И многое здесь блистает. Порой ощущаешь себя Эарендилем, когда он пересек границу Амана, шел опустевшими дорогами Тириона и алмазная пыль оседала на его одежды. Маленький отчет об этой поездке.











Главная бурятская святыня – мыс Бурхан


А рядом – просто южные песчаные пляжи. Но только с рубиновым песком (местами)


И тут же, в двух шагах, – совершенно другая земля

Байкальская рапсодия from Ivan Esaulov on Vimeo.







Возвращение домой, в Ольтрек.




Что касаемо нерпы, то звали мы также нерпу. Не вынырнула. Нерпа на разовые конференции, как говорят бурятские шаманы, не выплывает. Нерпа явит себя, если наш форум повторится. Должно же хоть что-нибудь остаться для следующего раза.

7 комментариев

  • А.Люсый on Авг 29, 2012 ответить

    Очень инстесно! Не помешало бы, впрочем, чуть-чуть осветить и научную составляющую, о чем были два доклада и дискуссии?

    • esaulov on Авг 29, 2012 ответить

      Позвольте немного отойти от нудительной летописности.) Посмотрите прошлые мои «отчеты» — в «ранних записях»: там как раз то, что Вы ищите. А информация о байкальском уже появилась В контакте. Там же (в группе Достоевского) уже и видео- имеется, по которому можно судить о докладах и дискуссиях.

      По знакомству, впрочем, могу сообщить. Докладов было на самом деле больше. Перечисляю все: и иркутские, и собственно байкальские:

      Тихомиров Б.Н. С Достоевским по Невскому проспекту.
      Власкин А.П. Закон и Благодать художественного мира Ф.М. Достоевского.
      Есаулов И.А. Христианский контекст русской литературы и творчество Достоевского.
      Юрьева О.Ю. Наследник Достоевского: К 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.
      Богданов Н.Н. Загадки и легенды рода Достоевского: открытия и предположения ХХ века.
      Шаулов С.С. Достоевский в мировом художественном контексте.

      Тихомиров Б.Н. Проблема неосуществленных публицистических замыслов Достоевского 1875-1877 гг.
      Борисова В.В. Черт vs Бог в романе «Братья Карамазовы».
      Ашимбаева Н.Т. Гордость, благородство, кротость или трагедия подполья. Еще раз о повести «Кроткая».

      Есаулов И.А. Нужны ли новые категории литературоведения в истолковании поэтики Достоевского?
      Новикова Е.Г. Живописный экфрасис в романе Достоевского «Идиот».
      Осокина Е.А. Особенности творческого метода Достоевского.
      Юрьева О.Ю. Достоевский в контексте ХХ века или ХХ век в контексте Достоевского.
      Рычлова Ивана. Рецепция Достоевского в чешской театральной среде.
      Гордина М.А. Профетическая поэтика Достоевского в творчестве М. Волошина.
      Достоевский А.Д. Достоевский и Достоевские в ХХI веке.

  • Алексей on Авг 26, 2012 ответить

    Очень интересно. Захотелось побывать в Иркутске. Замечательно, что большевицкие памятники очень точно показывают нутро своих создателей и вдохновителей.

  • Власкин on Авг 25, 2012 ответить

    Молодец, Иван Андреевич! Творческая натура!
    И вот еще дополнение к его впечатлениям. Возле вокзала иркутского есть колоритное здание. Наверное, многим проезжающим памятное (поскольку в нем размещается туалет). А прежде в этом здании была ведь маленькая церковь (или часовня, не знаю). Какова трансформация? (Явно демонстративная и характерная для послереволюционных времен.) Позор не меньший, и даже больший, чем нынешняя истерия вокруг PussiRiot !

  • Гузель on Авг 24, 2012 ответить

    Остается только без устали благодарить Бога и Федора Михайловича за счастье общения в такой красоте!!!

  • Вера on Авг 14, 2012 ответить

    Супер! Дух захватывает от такой массы впечатлений!

  • Елена on Авг 12, 2012 ответить

    КРАСОТА!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *