Старая русофобия в "Новой газете"
Писать или не писать… И имя все-таки известное: Александр Янов. И «Новая газета», опубликовавшая статью, влиятельна среди интеллигенции, авторитетна…
Историк эмигрировал — сколь помнится, без особых препятствий. Что неудивительно. Не хватало еще коммунистами, молодым и не очень, какой ни есть оппозиции в собственной среде… Ясно, какие убеждения новый эмигрант прихватил с собой в западный мир… Незыблемую внутреннюю «советскость» — в смешении, впрочем, с фанатичной стадией леволиберализма. Хорошо известный, выношенный между диссидентскими кухнями и номенклатурными комсомольскими кабинетами идеологический коктейль.
Эмигрант с такими взглядами должен был, кажется, стать своим в марксистской до мозга костей американской университетской среде. Но, как ни удивительно, этого не произошло. В американской исторической науке — серьёзная россиеведческая школа, она изучает происходившее в России и в СССР взвешенно и обхективно. Что и приводит нашего эмигранта в неприличную ярость. Как смеет профессор Брюс Линкольн писать толстую книгу о Николае I? Разве с ним без этого не всё ясно? Да он же декабристов повесил! Пушкина убил! …
На российском поле историку и политологу тоже не очень везет. Ясно, почему его выходящие одна за другой книги не вызывают серьезного внимания. Но и несерьезного они не вызывают тоже. Вялая структура, плохой язык…
Иное дело — газета… Здесь можно сосредоточиться. Одним усилием сжать всю ярость в концентрированный комок.
Понимает ли он вообще, что такое национализм? Например, когда записывает в националисты ярого красного интернационалиста Проханова… Или это традиционная для советских историков метода: ругай покрепче, а какими словами — не всё ли равно…
«Бенкендорф был жандармом (чекистом в современном лексиконе)», — поясняет автор статьи… А вот еще одна характеристика: «… граф Уваров, интеллектуал-расстрига, бывший президент Академии наук…»
Русская история — продукт рабства и полицейщины. Вот и всё — просто и ясно. С вульгаризированными ссылками на Чаадаева и грубо-тенденциозными — на сложного и неоднозначного мыслителя Герцена… И, верно, лишь расхождение в оценке чекизма помешало автору сделать основную, базовую ссылку. На Владимира Ленина — основоположника исповедуемой Яновым «историософии» проклятой России.
И еще пример. Последний. Имперская Россия «не породила ни одного серьезного мыслителя, одних посредственностей, вроде того же Бенкендорфа в XIX веке или Андропова в XX-м».
Разумеется. Какие же могли быть мыслители у монархической, правой, консервативной России? Сплошные андроповы. Не считая всяких там тютчевых и леонтьевых. А также фёдоров достоевских.
P.S. Следует лишь добавить, что все вышеприведенные слова — не мои. Я позволил себе процитировать фрагменты статьи Валерия Сендерова из журнала «Посев» (2013, № 3), отточиями обозначив сокращения в цитировании.
Упрекнуть в идеализации России журнал «Посев» никак нельзя. Упрекнуть его в каких-то симпатиях к нынешнему идеологическому курсу тоже нельзя.
Однако нельзя же без конца терпеть поношение России? России как таковой. Есть же предел зоологической русофобии… Сколько же можно в стране, где десятилетиями шли большевицкие погромы русской истории, литературы, науки и культуры, продолжать то же самое «в новых исторических условиях»? Вот поэтому, я полагаю, Валерий Сендеров и откликнулся на «чекиста» Бенкендорфа и «расстригу» Уварова в «Новой газете».
Разница между Яновым (и большинством авторов «Новой газеты») и Сендеровым (не считая того, что один был молодым коммунистом, понося Россию, а Сендеров сидел в лагере за свои убеждения) лишь в том, что последнего можно, пожалуй, назвать настоящим либералом, как это принято в мире, а те — «либералы» вполне «наши», кларацеткинского еще разлива, «с лениным в башке и наганом в руке». Отсюда у них и старая, наследственная, большевицкая русофобия.
Сендеров в конце своей статьи предлагает сыграть «в небольшую игру. Кто обнаружит еще пять-шесть явных передержек и несообразностей в публикации «Новой газеты»? И назначим победителям скромный денежный приз. Но именно — скромный. Небольшой. А то ведь и разориться недолго». 🙂
Русские эмигранты первой волны уносили Россию на подошвах своих башмаков. А тов. Янов унес одну лишь большевицкую русофобию, недаром в журнале «Молодой коммунист» печатался. Отсюда и такой разный образ России.
Добавить комментарий