В ЦК ВКП (б): о «рациональном» (случай Эйхенбаума). Учитесь, коллеги!
Желая посрамить Карла (см. предыдущий пост), нахожусь ровно на середине своего «адриатического цикла» статей. Работая над ними, в ином контексте прочел известное письмо Б. Эйхенбаума в ЦК ВКП (б).
Пишет он из Саратова, куда был эвакуирован (с Ленинградским университетом). «Рационально ли жить мне в Саратове?» — задает вопрос Эйхенбаум ЦК ВКП (б) в этом письме. Он опасается «деградировать» в «здешних условиях», тогда как «будущее требует не только возможного физического сохранения кадров, но и их профессионального совершенствования». Вообще-то весьма похвальная забота о «профессиональном совершенстовании» для человека моего возраста (в каком и был тогда Эйхенбаум).
В Саратове же ему «совершенствоваться» было сложно. Очень сложно: «что касается педагогической и общественной работы, то она очень скудна и никак не может удовлетворить меня – ни по содержанию, ни по масштабу», — жалуется Борис Михайлович ЦК ВКП (б). В частном письме к Шкловскому Эйхенбаум добавляет: «Быть в этой среде – просто унизительно. А мне все-таки хочется писать и работать».
Свое положение в Саратове Эйхенбаум называет «безвыходным» и «почти трагическим» (!), потому что он «привык к большой научной работе», а в Саратове вот нет необходимых условий, нет и «настоящей научной библиотеки», а также, помимо прочего, и «здешний Союз Писателей влачит совершенно жалкое существование», «а я всегда был тесно связан с Союзом и принимал в его работе близкое участие». Поэтому «я и решил поставить перед ЦК этот вопрос».
Всё бы ничего. Только вот написано это письмо – «с просьбой взять меня в Москву» — 11 июля 1943 года. Однако…
One Comment
Такое письмо, логично было бы предположить,-это чье-то ходатайство за кого-то.Но когда пишет человек сам…Кстати,не первый раз в разное время читаю про Саратов как про жуткую «дыру» во всех планах,да простят меня саратовцы. Все же очень интересно,как приобретается такая оценка собственной личности.