Владимир Захаров. ЗАМЕТКИ АПОЛИТИЧНОГО
Мы вошли в такую стадию развития, когда государство, которое привыкло решать всё, не справляется и не будет справляться со многими проблемами и задачами. Решать, что делать, должны Граждане.
Гражданского общества у нас нет и не будет, пока мы не закончим гражданскую войну, начавшуюся почти сто лет назад. Кто покажет пример? Мы каждый должны покаяться, а власть — стереть с лица нашей земли имена палачей, а памятники им выставить в музеях или музейных заповедниках в назидание потомству. Нужно беспрецедентное решение, ибо после подобных катастроф народы еще не выживали.
За двадцать лет у нас одно достижение: удвоение, утроение, усемирение, удесятирение не ВВП, а количества олигархов и долларовых миллионеров. Обещали удвоить ВВП, удвоили срок президентства.
Власть должна помнить, в чьих интересах она должна работать: экономики и государства – или Граждан. «Вкладывать» нужно в человека, а он-то сообразит, что ему делать: построить дом, родить детей, завести дело, прикупить что-то, озаботиться образованием или здоровьем, с умом и пользой распорядиться свободным временем. Каждый знает, что ему делать.
Чтобы это делать, нужно жить честно. Не врать, не красть, не обманывать. Не объявлять коррупцию неизбежным злом или заявлять, что у нас он стала «цивилизованной». Чиновник должен служить, а не превращать бюджет и частный бизнес в источник личного обогащения. Нельзя совмещать государственную службу с бизнесом. Всегда есть предел терпению Граждан.
Власть ответственна за всё, что происходит. У Путина – плохие помощники, да и сам он не на высоте. То, что происходит в образовании, — уже катастрофа. Мы – единственное государство в мире, которое целенаправленно борется со своим народом, с образованием, с культурой, с русским языком и литературой. Вымирают деревни, пустеют малые города, спаивают и спиваются люди, усугубляется невежество, телевидение превратило Россию в «рашку», все позволено, литература не нужна, никто не учит тому, что плохо, что хорошо, как жить по совести, мракобесие воинствующего атеизма определяет политику Минобрнауки, русскому языку учат так, чтобы его не знали, литературу преподают – чтобы не читали, сокращены до минимума часы по русскому языку, литературе, истории. Объявив сокращение приема в вузы экономистов и юристов, Минобрнауки отводит душу на историках и филологах. Государство демонстрирует, что не нужны чиновники, учителя и просто образованные люди, которые пишут без ошибок, владеют устной и письменной речью, знают родной и другие языки, русскую и мировую литературу и искусство. В разы сокращен план приема на историю и филологию в вузы, ежегодно на 20-30 % сокращаются кафедры, через два-три года в провинциальных университетах – а это вся Россия – некому и некого будет учить истории России и русской филологии.
Впервые подобную программу объявил герой романа Достоевского «Бесы» нигилист и мошенник Петруша Верховенский. Кто остановит инерцию этого Колеса Истории? Надеюсь, что Граждане.
Мы, Граждане, должны выступить в защиту русского языка, русской классики, культуры, гуманизации образования. Без нашей ясно выраженной воли власть этого не поймет.
Родители, а не чиновники и анонимные эксперты должны определять содержание государственных образовательных стандартов. Ученые советы факультетов, выполняя государственные требования к содержанию образования, должны определять, какие предметы, что и как изучать студентам. Ученые советы университетов должны решать, сколько на какой факультет принимать студентов и результаты каких экзаменов им засчитывать. Необходимо укоротить административный восторг чиновников, ослабить бюрократизацию образования и науки, возвратить вузам академические свободы.
Те, кто именуют себя оппозицией, системной и несистемной, как и государство, не выражают наши интересы, интересы Граждан, но государство и есть мы, каждый и все вместе, нам нужно требовать и взыскивать, слушать и слышать друг друга, вместе работать, сообща решая общие дела. Неизбежны противоречия и несогласия – пусть каждый потрудится, и делом покажет, что может и кто прав.
Есть начала, на которых возникает гражданское самосознание: любовь, семья, земля, род, отечество, родной язык и вера, история, духовные ценности, обычаи и мораль. Они непреложны. Они вырабатываются веками. У нас тысячелетняя история. Их стремятся разрушить. Кто? Они не скрывают своих лиц. Мы видим и знаем их. Они давно объявили нам войну, у нас нет выбора – и каждый в бой иди. Это не гражданская, а отечественная война.
У нас нет выбора, делать или не делать то, что должно: мы должны сберечь и приумножить, что нам досталось от предков, развивать творческие, созидательные начала жизни.
Нам необходимы гражданское согласие в несогласиях и соработничество.
Ведь каждый знает, что делать сегодня, завтра, потом. Из наших повседневных воль слагается будущее России. Это и есть моя политическая идея — гражданское согласие, гражданская позиция, а не оппозиция.
(На основе записей В. Захарова в социальной сети «В контакте», с согласия автора)
3 комментария
Ваши предложения, Иван Андреевич?
У меня нет особых «предложений». Сам я с 1993 года не участвую ни в каких политических (или околополитических) начинаниях. Просто занимаюсь филологическими (чуть в более широком смысле, чем принято это понимать у нас) проектами. Раз большинство народа загнано у нас в резервации непубличности (как раньше колхозники), то нужно развивать интернет-издания. Поскольку в ТВ-программы, если и приглашают, то для строго отведенной «режиссерами» роли. Мне это просто надоело. Как Вы, наверное, знаете, у меня три подобных издания — посмотрите выше (в том числе, такие, которые уже несколько лет существуют за мой собственный счет). Коллег приглашаю к сотрудничеству. Коллеги инертны. Хотя с каждым годом «влиятельность» подобных изданий возрастает, растет число посетителей. Знаете, сколько читателей нашей с Вами переписки? В одних США этот сайт посещают в 33 штатах. Правда, еще раз: все это имеет не политическую (и даже не общественно-политическую), а, так сказать, общегуманитарную направленность. «Только этого мало». Вот взяла «прогрессивная» команда Фурсенко и раздавила Арзамас и Шую. Потому у меня такой не очень оптимистический тон.
Солидарен. Но проблема также и в Гражданах, а не только в Государстве. Все-таки исторически в нашей стране сложилось так, что в слишком многое вмешивалось именно Государство. Инициатива наказывалась, пассивность поощрялась. Почему элементарный призыв Солженицына — «жить не по лжи» — с таким возмущением восприняла не только Власть, но и образованщина? Казалось бы, нужно поддержать. Но когда ВСЁ пропитано ложью, то на самом деле «жить не по лжи» означает полную перемену жизни, а не частичное «улучшение». А сейчас? Под болтовню об «общественном телевидении» (еще один бессмысленный проект за гос. счет) нет, например, ровно никакого публичного обсуждения состава правительства. Всё решается под ковром. Кто и когда нам, например, скажет — почему такие-то люди непременно должны «руководить» образованием, а такие-то круглосуточно торчать в ТВ? За какие заслуги сидят сидельцы в «Общественной палате»? какое такое «общество» они представляют? почему без всякого общественного обсуждения вносятся изменения в школьные программы по истории? К болотному «меньшинству» власть более-менее прислушивается (или хотя бы изображает внимание), мнение большинства ее не интересует совершенно. Есть и другие вопросы. Главное же, не выработано никаких механизмов самоорганизации снизу. В 1991 году подобные же тенденции закончились известно чем.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы