ПО СЛЕДАМ ПИТИРИМА СОРОКИНА: ЛЕКЦИИ В ПРАГЕ
Выйти из дома, пройти мимо здания, где Министерство иностранных дел, миновать Пражский град, спуститься вниз по королевской дороге (Нерудовой), обогнуть слева собор св. Николая (Sv. Mikuláša), потом пересечь по Карлову мосту Влтаву – хороший маршрут, поднимает настроение. Сам по себе, даже и без несравненного чешского пива.
Особенно, если это дорога на лекции: сначала лекция в знаменитом пражском Карловом университете, а потом и в бесценной для изучения русской культуры 20 века Славянской библиотеке, располагающейся в Климентине: вот мой пеший октябрьский маршрут.
С пражскими коллегами Радкой Гржибковой и Милушей Бубениковой. Им я очень признателен за гостеприимство. Которые, помимо прочего, составили вот такой сборник с весьма любопытными статьями
Живу в пяти минутах ходьбы от упомянутого уже Пражского града (и в трех минутах от Министерства ин. дел). Если знать места, то в Пражский град можно попасть без многочасовых очередей. А здесь ведь и знаменитый пражский собор св. Вита, на который я ориентируюсь, когда возвращаюсь «домой». Строился он 600 лет, закончен в 1926 г. (!). Читайте «Диалектику мифа» А.Ф. Лосева, чтобы вполне понять — как такое может быть.
Cв. Георгий нетолерантно поражает змия, не желая примиряться со змеиными (вероятно, инаковыми) ценностями, да.
Разумеется, раз живу в центре, то и хожу по центральным улочкам. Хотя, конечно, c дорогими коллегами ездил и в Вышеград, был также в Бржевновском монастыре — символе «рекатолизации».
В Праге впервые. Должен был здесь оказаться несколько раньше, но тогда не сложилось, сейчас вот наверстываю. Что и говорить, чудесный город. Не раздражает даже вечная толкотня на Карловом мосту (даже если опаздываешь из-за нее на собственную лекцию).
Не мог удержаться при виде лебединого клина на Влтаве.
Жаль только, что и здесь белоснежные птицы, по-видимому, недолюбливают своих собратьев не совсем белого, клюют, хотя они и выросли уже из возраста гадкого утёнка: пожалел птиц, но хоть плавают вместе.
Монструозные младенцы под мостом
Такие же карабкаются вверх по телебашне
… если присмотреться
Вряд ли бы они слишком понравились нетолерантному св. Георгию. Поскольку несколько напоминают вот этих
Ну и другие мгновения пражской осени. Могила Кафки. Полюбопытствовал, в частности, потому, что она рядом с Ольшанским кладбищем (см. ниже).
Знаменитые пражские куранты (staroměstský orloj)
Рядом стоят фигуры Смерти и Турка. При этом Смерть в начале каждого часа переворачивает песочные часы, кивает головой и звонит в колокольчик. Мол, еще один час жизни прошёл (или наступил), но как ни называй, понятно, что желает сказать Смерть… Если не верить в Воскресение, то возразить ей нечего.
Заметили, что окошечки были закрыты? А здесь в них появляются двенадцать апостолов, которые проходят — тоже в начале каждого часа — перед зрителями, затем поёт петух…
Можете и сами послушать:
Почтил память казаков и других «антисоветчиков» (патриотов России) на русском кладбище. Тем более, сегодня Покров — главный казачий праздник. А здесь, на Ольшанах, вокруг православного храма Успения Пресвятой Богородицы, лежат и белогвардейцы, и солдаты РОА, и просто русские беженцы.
Хотя президент Масарик привечал — в рамках «русской акции помощи» — преимущественно изгнанную интеллигенцию, надеясь, что она еще сыграет свою роль в небольшевицкой России. Питирим Сорокин — один из тех, кто — благодаря этому — смог прийти в себя в Праге. И даже его книги в межвоенной Чехословакии выходили… Вот могила Аверченко, рядом с которой возникло безвкусное, однако «пафосное» захоронение новой «русской» (к сожалению, здесь довольно много этаких, наглядно — даже на кладбище — демонстрирующих ценностную пропасть между исторической Россией и нынешней РФ)
А это вот «памятник» книгам, гм.
Они тут вполне настоящие, сколько же их! Задумаешься, вспомнив о перенаселенности собственной библиотеки…
Ваше здоровье, дорогие читатели! Все-таки нельзя побывать в Праге и не… 🙂
8 комментариев
Вот так уж действительно «по следам Питирима Сорокина»! Вдохновенная творческая поездка. Очень рада за Вас.
Спасибо! ) Несколько раз я публично напоминал мнение Питирима Сорокина о прекрасной русской системе образования (в начале ХХ века), которую он ставил выше американской (например, по своей свободе, особо нужной талантливым студентам). См. например, предшествующий мой пост (видео), где я его прямо упоминаю. Так что могу в его честь и чешского пива выпить.
Да, талантливой молодежи свобода нужна, очень нужна. Помню эти высказывания в видеобеседе. Поэтому в честь названных преимуществ можно и того самого чешского зачерпнуть:) Только когда же будут продолжаться «Беседы о русской словесности» на «Радонеже»?
Вы — первая (не считая ведущей Антонины Арендаренко), которая об этом — когда же будут продолжаться «Беседы…» — публично спросила. Поскольку такой «общественный запрос», то как-то жаль тратить свою жизнь на то, что не очень-то и нужно «обществу» в его нынешнем состоянии. Посмотрел, какие видеоматериалы предлагают нашим учителям, а те, значит, — своим ученикам. Имею в виду русскую литературу. Позор и ад. Однако, по-видимому, те и другие «этого достойны». Именно этого. Между прочим, в свободном доступе уже имеется десять бесед по русской словесности (XVIII века), которые со мной записывали. Полагаю, это довольно много. Учитывая, что эти записи — чистая филантропия (с моей стороны), в «свободное» время, которого у меня нет вообще. Так что, если нет никакого «общества» (не считая известной сплоченной тусовки людей известных же взглядов, очень похожих друг на друга, которые чуть-чуть «оппозиционны», но сидят при этом на шее государства: это видно такая пожизненная повинность у нашего государства, пока оно существует, держать их у себя на шее), то и «Беседы» мои, по-видимому, излишни.
Иван Андреевич, и все же «Беседы» очень нужны. Да, вокруг и так все ужасно прогнило и расшаталось,но нужно же что-то,за что можно держаться…Если все же будет у Вас возможность продолжить,это было бы как бальзам на душу.
Иван Андреевич, я знаю, что Вы склонны рассматривать действительность «в контексте большого времени». Поэтому приведу один пример. Недавно у нас в гостях в музее был последний ученик С.Н.Дурылина — Сергей Николаевич Чернышев, внук Мамонтовых. И этому последнему ученику впоследствии было суждено быть исполнителем заветов св.Серафима Саровского: он построил канавку в Дивеево согласно преданию преподобного. Впервые. Кажется, к 2002 г. Писал об этом книги, учебники. Ибо талантливый ученый в этой области, академик. Книги не хотели признавать, записи не были очень популярны. И когда он хотел бросить это дело, один прозорливый старец ему сказал: «Придет время, будут читать и учиться по этим книгам. И канавка сохранится так, как ей положено. Не бросай сей труд». Потому что для вечности работаем. И Ваши беседы очень нужны, Иван Андреевич. По 18 веку я ничего подобного не слышала. И хотя я сама читала 18 век, казалось, что совсем непознанный материал:) Это совершенно искреннее суждение. Давайте все же запишем полный аудиокурс лекций вопреки супостатам «известной тусовки», а вкупе с ними и врага человеческого… Я думаю, что этого желают и другие слушатели, читатели портала.
Подарок судьбы -такая научная жизнь!
До Питирима Сорокина мне (пока) еще далеко. Что он делал (и сделал) всего за девять месяцев в Праге, будучи выслан из СССР, а затем получив от президента Масарика специальную стипендию?
«Когда меня пригласили прочитать серию публичных лекций в Праге, я написал и затем издал эти лекции в виде книги «Современное состояние России» (Прага, 1922). Готовя курс лекций для студентов Русского университета и для чешских и карпато-русских учителей, я написал и опубликовал другую книгу — «Очерк социальной педагогики и политики» (Ужгород, 1923). Как редактор и автор нашего журнала «Крестьянская Россия», я напечатал несколько статей-исследований в области сельской социологии. Эти публикации составили теоретический костяк, позднее полностью разработанный в солидных томах, написанных мной во время преподавания в Миннесотском и Гарвардском университетах… Мне удалось написать черновой вариант труда по этой теме на русском языке, пока мы были в Праге. После приезда в Соединенные Штаты он был опубликован в переводе на английский язык под названием «Социология революции» (Филадельфия и Лондон, 1925)».
Вот что такое научная продуктивность! Но Питирим Сорокин не только сидел согбенным за письменным столом:
«В Праге я подружился накоротке со многими выдающимися русскими учеными — например, с Петром Струве, Н. Лосским, И. Лапшиным, П. Новгородцевым, Е. Зубашевым и многими известными писателями, поэтами и музыкантами. В Праге же я познакомился с крупными чешскими социологами, например с доктором А. Блаха. За кружкой пива или за обедом мы обычно обсуждали разные глобальные проблемы философии, социальных наук, этики, изящных искусств, политики и экономики.
Живя такой богатой творчески, полной впечатлений, но в то же время упорядоченной жизнью, мы с женой в результате быстро восстановили телесную энергию, ментальные способности и душевное равновесие. Кое-кто из друзей, видевших нас в России и теперь встречавших меня и жену в Праге или несколько позднее в Соединенных Штатах, говорили, что мы выглядели на двадцать лет моложе».
Вот это действительно «научная жизнь», не правда ли? 🙂
Последние записи
Последние комментарии
Архивы