Блог

АНТРОПОЛОГИЯ ДОСТОЕВСКОГО: СОФИЯ, ОКТЯБРЬ 2018

Международный симпозиум с подзаголовком «Человек как проблема и объект изображения в мире Достоевского» состоялся 23-26 октября 2018 г. в Софии под эгидой Болгарского общества Достоевского. С полной его Программой можно ознакомиться, кликнув сюда: programa_2018-2.

Что касается меня, то еще в субботу (20 октября) в Доме Лосева на Арбате прочел один свой доклад на тему «А.Ф. Лосев в «большом» и «малом» времени русской культуры», а уже во вторник (23 октября) совсем другой — по тематике и проблематике — «Кроткое самоубийство как кара и/или воскресение закладчика?».

Впрочем, не я один такой. Коллега А.П. Козырев из МГУ также последовал по тому же довольно крутому маршруту. Вот мы с ним вместе в Доме Лосева в прошлую субботу

Симпозиум организовал Эмил Димитров, президент Болгарского общества Достоевского.

Были и интересные доклады, и замечательные, весьма плодотворные дискуссии, и презентации книг участников симпозиума, и насыщенная культурная программа, в которую входило посещение Музея христианского искусства, концерт православных песнопений и болгарских песен, но особенно впечатлил нас всех горный Рыльский монастырь, куда мы добирались из Софии более двух часов, — своего рода духовное сердце Болгарии. Не знаешь, куда смотреть — такая красота кругом…

В самой же Софии, где я оказался впервые, хотя именно здесь и была в свое время опубликована моя первая (и пока единственная) книга вне России, более всего поразил кафедральный собор св. Александра Невского. Каждый может прочесть об истории этого храма, очень поучительной…

Полагаю, что полная информация о симпозиуме появится в свое время на сайте Болгарского общества, я от себя лишь замечу, что к началу были опубликованы уже и тезисы. Свои же — для читателей портала — я традиционно выкладываю и здесь:

В докладе представлено понимание глубинного смысла текста Достоевского «Кроткая». Основываясь на нарративной структуре текста и используя герменевтическую традицию в понимании гуманитарных предметов, докладчик ставит проблему «ты» и «я», как она репрезентируется в «Кроткой». Является ли «кроткое» самоубийство героини попыткой наказания героя-рассказчика, либо же это ее последняя отчаянная попытка спасти в нем образ Божий? Или же, быть может, он для нее является – в точно такой же степени, как и она для него – удобным безличным материалом для собственного «реванша» в их метафизической битве с жизнью? Движение от мефистофелевского желания обладания душою другого человека к пасхальному воскресению, которое прослеживается в структуре текста, характеризует ли оно самого героя? Либо это всего лишь авторское чаяние? В докладе сделана попытка ответить на эти и другие вопросы, которые возникают при рецепции текста Достоевского.

Благодарен российским и зарубежным участникам симпозиума, которые пришли на доклад, в итоге получилось чрезвычайно, на мой взгляд, интересное обсуждение, которое очень поможет в дальнейшей работе над темой «Анализ, интерпретации и понимание как методологические установки в изучении наследия Достоевского». Должен заметить, что исследовательский коллектив, работающий над названной темой, который я имею честь возглавлять, на целых 2/3 был представлен в Софии. Таким образом, был дан прекрасный импульс трехлетним исследованиям.





К сожалению, отсутствует общая фотография участников конференции.

Что же касается продолжения собственно софийско-софийного, то теперь, как буду надеяться, следующий пункт назначения, следующее место встречи — Константинополь. Тот самый, который и изображен на обложке вот этой книги

2 комментария

  • Инна Гажева on Окт 27, 2018 ответить

    Представленная в докладе попытка ответить на сформулированные вопросы — это результат анализа, понимания или интрепретации?

    • esaulov on Окт 27, 2018 ответить

      Конечно, в докладе была представлена моя интерпретация. Однако же хочу надеяться, что эта интерпретация входит в «спектр адекватности», а, следовательно, может претендовать на понимание. Скоро, как надеюсь, в одном сетевом издании появится мое интервью (с «картинками»), читая которое, те, у кого в руках нет книги «Постсоветские мифологии», могли бы наглядно ощутить разницу между этими гуманитарными установками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *