Блог

КТО ВЫ, ИВАН ИЛЬИН? ДИСКУССИЯ В «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ»


Моя заметка в «Литературке» (20.04.2022): «Нужно отделить главное«.

Когда в последнее советское десятилетие разрешили наконец публикацию запрещённой ранее литературы, то из утаённого от читателя русского наследия в первую очередь публиковались авторы, которые более подходили либеральному кругу. Для советско-постсоветской интеллигенции ментально куда ближе были Н. Бердяев и Вл. Набоков, нежели И. Ильин и И. Шмелёв (равно как и Сахаров, но отнюдь не Солженицын). Причина не столько в «прогрессивности» первых и предполагаемой «консервативности» вторых, сколько в том, что там, где на передний план выдвигалось собственно русское, национальное, оно если и не шельмовалось, то задвигалось в маргиналии. «Заветам Ильича» присягали в массе своей не только наши шестидесятники, но и в perestrojku ими же вдохновлялись её «прорабы» (достаточно вспомнить обложку журнала «Огонёк» с большевиками-ленинцами – «действующими лицами» истории). Тогда как всё, исходящее от русского православия, да и сама Российская империя с её героями, гениями и царями, было заведомо чуждо поставленному руководить «почтой, телеграфом и телефоном» тесно сплочённому кругу, так или иначе связанному с «мировой закулисой», говоря словами Ивана Ильина. Это и объясняет тот факт, что когда – значительно позже других «возвращенцев» – Ильин стал постепенно выходить из того интеллектуального гетто в «новой России», куда его заботливо поместили конвоирующие русскую культуру деятели, это вызвало сначала беспокойство, затем сопротивление, а наконец и прямые нападки и обвинения.

Ничего подобного мы не наблюдаем ни по отношению к деятелям третьей эмиграции (в том числе самым мелкотравчатым), ни по отношению к открыто русофобствующим левакам из университетских кругов западного мира.

Продолжение заметки, а также саму дискуссию см. ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *