Блог

XVII Симпозиум Международного общества Достоевского в Бостоне

Провел неделю в Бостоне. Нынешний Симпозиум был приурочен к 150-летию «Идиота».


Мой доклад «Юродство и шутовство в романе «Идиот»: Объяснение, интерпретации, понимание».

Тезисы: В докладе конкретизируется необходимость расширения и коренного обновления существующей ныне терминологической системы понятий при изучении поэтики Достоевского. Разграничение объяснения, интерпретаций и понимания в области достоеведения было предпринято автором доклада на предыдущем симпозиуме в Гранаде (на материале романа «Преступление и наказание»). Расщепление бахтинского Карнавала посредством выделения особых категорий юродства и шутовства, играющих роль «бинарной оппозиции» в «неофициальной» русской культуре Нового времени, осуществлялось автором доклада в цикле его научных трудов последних трех десятилетий. В рамках же предлагаемого выступления предполагается синтезировать эти изыскания. Самим своим названием и нарративной структурой роман «Идиот» словно бы направляет особое исследовательское внимание на обнаружение разнообразных психологических и культурных девиаций, поэтому очень важна терминологическая проблема их описания. Юродивая (князь Мышкин) и шутовская (Лебедев) линии повествования многократно взаимопересекаются, накладываются друг на друга, оппонируют друг другу, в конечном же счете, взрывают ту квазикарнавальную амбивалентную общность, на обоснование присутствия которой в поэтике Достоевского настаивал М.М. Бахтин. Русский культурный код диктует не амбивалентную равноправность «голосов», даже и в этом наполненном разнообразными девиациями произведении, но определенную иерархию ценностей, которая, на основе анализа текста, интерпретации художественного мира и понимании авторской интенции, реконструируется в докладе.

Аудитории, насколько мог понять, мои изыскания понравились. Получил сразу несколько предложений о публикации, а также (тоже несколько) переводах предполагаемой статьи.

Также представил новые книги (еле несу стопку!), которые вышли в трехлетний временной интервал между Гранадой и Бостоном, тут и мы все, кто презентовал новые издания (и журналы) в Бостонском университе, на этом XVII Симпозиуме. Слева, с 3-м изданием «Нового понимания» в руках, новый президент Межд. об-ва Достоевского Carol Apollonio.

Симпозиум приветствует один из создателей Международного общества Достоевского Роберт Джексон. Ему 96 лет. В кулуарах пообщались, поговорили не о Достоевском, а о Чехове: в «Категории соборности…» вступаю в «диалог согласия» с Робертом… ))

Состоялось заседание Генеральной ассамблеи Общества. Помимо избрания нового президента, был принят новый Устав, одобрена заявка Японского общества Достоевского на проведение XVII Симпозиума в 2022 году.

За выдающиеся заслуги перед Международным обществом Достоевского почётным президентом общества избран Уильям Милс Тодд III.

Почтили память покойных членов Межд. об-ва Нины Перлиной, Карена Степаняна, Римы Якубовой, Татьяны Мальчуковой, Василия Иванова.

Полная программа на Сайте об-ва, а ниже — лишь необязательные заметки и небольшой фоторяд.

На приёме в честь открытия Симпозиума

С Zhou Qichao из Китая, на заднем плане типичный Бостон… и Джулия, наш замечательный волонтёр (или наша волонтёрша?).

В Бостоне меня посетило одно очень странное чувство. Возникли словно призраки из моей прошлой (американской) жизни, немного пугающее ощущение, что и сам я поневоле словно возвращаюсь в какие-то времена (в прошлом веке!), о которых думал, что забыл, либо постарался забыть… Оказывается, они живы. Приблизительно как в рассказе Борхеса «Другой». Для пущей фантасмагории добавлю, что и сижу я в том же Бостоне, словно на той же лавке набережной у той же реки Чарльз, о которой писал Борхес. Даже и «башня» — вот она…



С Кэрол Эмерсон, знакомой еще со времени моих принстонских лекций, давно не виделись. И Людмил Димитров из Софии. И другие официальные (и не очень) лица.

И завершающий Симпозиум банкет. На 50 этаже башни Prudential Center. Ресторан Top of the Hub. Бостон с высоты птичьего полёта как на ладони. Самое высокое место города, откуда наблюдали погружение Бостона в ночь…

За тех, кто изучает, интерпретирует, главное же, понимает Достоевского! Праздничный тост с самой высокой точки Бостона. Так сложилось, что за нашим столом как-то сконцентрировались избранный здесь уже, на Симпозиуме, новый президент Межд. об-ва Достоевского, прежний президент, президент Фонда Достоевского, президент Российского об-ва, предс. оргкомитете будущего (японского) Симпозиума, дорогой моему сердцу Сергей Шаулов, коллега из «моего» Принстона Ellen Chances и другие, не менее дорогие мне люди. Ну и я, грешный. Слишком много «портретных» фотографий, понимаю, но зато они вполне передают дружескую атмосферу этого Симпозиума…


Биллу Тодду я благодарен не только за то, что взял на себя заботу с моими (и с моим участием изданными) книгами для библиотеки Гарварда, но и за то, что пришёл специально на мой доклад, а потом мы еще и обсудили с ним некоторые его положения.

С новым президентом Международного общества Кэрол Аполлонио: благодарен ей за то, что когда-то переводила и издала одну мою работу — о новых категориях в изучении Достоевского.

Это Alejandro González (Аргентина), сотрудничество с которым, как надеюсь, только начинается…

Владимир Николаевич Захаров, чей второй срок президентства как раз завершился в Бостоне

У полюбившихся всем окон. На память о Бостоне и для галочки ))

Заголовок понятен? 🙂 С Jasmina Vojvodic из Загреба, замечательной исследовательницей и, в прежние времена, моей переводчицей на хорватский и Enhzaya Vandan Sarkozine из Будапешта, с которой познакомились уже в Бостоне.

Почти что три богатыря — с Борисом Тихомировым и Сергеем Шауловым (Уфа-Москва)

С Сергеем — еще и отдельно: за окнами этой самой Prudential Center еще ранний вечер…

А здесь обратите внимание на закат… С Джулией, которая не только трудилась, но и вдохновляла нас.

Пожалуй, можно добавить, что выбрался все-таки на полдня из Бостона непосредственно к Атлантическому океану. Ибо не мог перенести того, что рядом с ним, а мог и не поплавать. И еще с двумя сообщниками осуществили-таки преступное намерение (однако вся ответственность именно на мне). Как славно! Никогда до того не плавал непосредственно в этом океане (с американской стороны). Думал, слишком холодный, но успокаивал себя тем, что плавал же и на Байкале. Оказалось, ничего подобного: вполне, вполне комфортно. Поэтому сделал три заплыва. Совсем другое дело!

А на песке нашёл, помимо океанических раковин, которых взял на память о заплывах, еще и настоящего ската, к сожалению, уже не живого, вынес, наверное, вчерашний шторм. Полная экзотика!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *