ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОГОЛЬ И СЕДЬМАЯ ПАТРИАРШАЯ
С утра читал доклад в МГУ на конференции к 175-летию со дня выхода в свет поэмы «Мертвые души». Русь, Россия и «точка зрения» автора в поэме Гоголя (парадоксы поэтического мира). Моим читателям должно быть понятно — почему использованы кавычки. Пушкинская гостиная.
Я думал вначале, что прочту только лишь вариацию римского доклада, однако как-то удалось затронуть и совсем новые — именно что парадоксальные — аспекты гоголевской поэтики, о которых в Риме я не говорил. Состоялась интересная дискуссия, в том числе, о позиции читателя. Например, находится ли он — при преображении грешной России в Русь-тройку — в этом самом «дорожном снаряде», либо же остается на земле, в позиции «созерцателя». И другие. Например, о чаемом «месте» литературоведа. Благодарен, прежде всего, Г.В. Москвину и Д.П. Ивинскому, вопросы и соображения которых позволили продумать некоторые важные для меня формулировки.
Из гоголеведов — участников римских чтений — были лишь мы с Гуминским. Другие доклады (выборочно):
Д.П. Ивинский. К критике текста поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: об одном двоеточии в «отступлении о Руси-тройке».
Г.В. Москвин. Еще раз о галерее помещиков в «Мертвых душах».
В.А. Воропаев. Тайна великой поэмы. К 175-летию выхода в свет 1-го тома «Мертвых душ».
В.Л. Коровин. К проблеме жанрового определения «Мертвых душ» Н.В. Гоголя: Из истории русских поэм в прозе.
И.А. Виноградов. Блаженны миротворцы. От повести о двух Иванах к замыслу «Мертвых душ».
Днем пытался решить, так сказать, «организационные проблемы» в связи с некоторыми предстоящими событиями моей жизни.
Вечером — церемония по случаю присуждения седьмой Патриаршей премии по литературе.
О «праздничном концерте» лучше бы мне вообще не писать, потому что уже третий год никак не могу понять — кто же именно вот таким образом составляет его «программу», посвященную как-никак не «дню Красной армии», а православной литературной премии. Кажется, прежние концерты в конце награждения были все-таки иными…
Что же касается самих нынешних лауреатов, то рад за них: выбрали достойных людей! Двое из них учились в Литинституте… С творчеством прот. Ярослава Шипова практически незнаком, чего не могу сказать о Викторе Лихоносове (родившимся, кстати, совсем близко от моей Alma mater) и, особенно, Борисе Спорове. Когда поздравлял Бориса Федоровича, тот спросил, дошли ли руки у меня до подаренной им год назад книжки…
Биографии Лихоносова и Спорова очень уж отличаются, но есть один биографический момент, связанный с perestroikoj (и далее), который неопровержимо свидетельствует, что этим людям не смогли заморочить голову тогдашние и нынешние пропагандисты.
Процитирую Бориса Федоровича:
«- Перестройка! Продолжение революции… Я сразу воспринял это как продолжение советской власти – чистейшее. Но люди до сих пор не понимают этого, считают, что перестройка – сама по себе. Нет, это тоже советская власть! И те же люди делали это!
– Это были уже конвульсии советской власти…
– Нет, это не конвульсии были, это смена ярлыков была! Она и еще будет! Надо было забрать деньги в свои руки, капитал забрать…».
Ну и о «родной» (но как-то не для него) «советской» власти можете также прочесть вот в этом интервью Б.Ф. Спорова на радио «Радонеж», а также, как именно мыкались «русские мальчики» при этой самой власти, как им старались «подрубить корни» с самого детства… И затем… Очень рекомендую. Особенно своим молодым читателям. Хотя и читать страшно.
У Лихоносова как будто куда более «благополучная» судьба. Начинающий писатель, живущий в провинции, школьный учитель, получал одобрительные отзывы из Парижа от Г. Адамовича и Б. Зайцева… Написал, по мнению наших «прогрессивных» критиков, «белогвардейский», «белоказачий» роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». О судьбе русского казачества. Писал его десять лет. Опубликован в 1986 году.
Вот только в «большом» (настоящем) Париже писатель Лихоносов так и не побывал ни разу. Казалось бы, да ведь уже закончилась «советская» власть, не правда ли? Гм-гм-гм. Точно ли так? См. выше рассуждения Б. Спорова…
Сам же В. Лихоносов уже в 2017 году, отвечая на вопрос «о загранице», сказал вот что: «Я восемнадцать лет редактирую литературно-исторический журнал «Родная Кубань» и ни разу за это время не выезжал за границу. В делегации меня не включали, в чартерные господские рейсы на Иерусалим, в Афины не сажали, даже в Харбин — город-побратим Краснодара, (моя затаенная грусть!) меня не брали. И в Париже я тоже не был. Не стоял я на кладбище Сент-Женевьев де Буа у русских могил… А теперь поздно мечтать».
И о «делегациях», и о «чартерных господских рейсах на Иерусалим, в Афины» хорошо ведь сказано, не правда ли? «Не брали». Какая же «неожиданность», прямо-таки сюрприз… Для тех, кому хоть кол на голове теши, не желают ничего понимать, да. «А теперь поздно мечтать», да уж. Лихоносову — 81, Спорову — 83…
Теперь, надеюсь, чуть более понятно, почему я вчера порадовался за Бориса Фёдоровича и за Виктора Ивановича. Хотя и не мешало бы, на мой вкус, в ряду советской «патриотики» (раз уж без этого «ну никак, ну никак невозможно») на «праздничном концерте» в Храме Христа Спасителя хотя бы в одном номере представить также и традиционную казачью песню. Например, кубанскую… Или же она решительно помешала бы такой «праздничности»? вот уж не знаю…
2 комментария
» кто же именно вот таким образом составляет его «программу», посвященную как-никак не «дню Красной армии», а православной литературной премии «.
Очень остроумно сказано ! Но за шуткой кроется великая правда. Увы.
А если попытаться найти объяснение этой несуразности, — не от того ли, что для такого Патриарха Красная армия к сердцу ближе, чем Православная Церковь ?
Протод. Герман
Справедливости ради: Патриарх никогда не остается на эти «концерты», всегда уходит. Но, возможно,
действительно, для организаторов «развлекательной» части Красная армия значительно милее и Церкви и
русского Православия. По крайней мере, три последних года не верю своим глазам, глядя на сцену.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы