Блог

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДОСТОЕВСКОГО В СВЕТЕ ОППОЗИЦИИ «ЮРОДСТВО/ШУТОВСТВО» И ПОЗИЦИЯ М.М. БАХТИНА (НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

Здесь видео доклада в Санкт-Петербурге 10 ноября 2018 года на 43 Чтениях «Достоевский и мировая культура» в питерском музее Достоевского. Благодарю за работу и размещение видео Николая Кофырина.


В это видео Николай включил сам доклад, обсуждение, а также мой ответ на его вопрос о «тайне Достоевского».

ЗДЕСЬ можно ознакомиться с другими вариантами ответов на тот же вопрос наших известных достоеведов, которые прозвучали в Санкт-Петербурге осенью этого года, которые свёл воедино все тот же Николай Кофырин.

Программа Чтений 2018 года.

P.S. Презентации книг, которые вышли за последний год, 11 ноября 2018. Моё время: с 18.19 по 26.19. Целых восемь минут! 🙂

5 комментариев

  • Руслан Дзкуя on Дек 01, 2018 ответить

    Замечательно интересно! Жертва и воскресение — вот основа русской литературы, и уж тем более эти понятия важнейшие в творчестве Достоевского.
    Иван Андреевич, когда я Вас слушаю, всякий раз думаю о том, что не умею читать. Половину того, о чем Вы говорите, я пропускаю, увы.
    Спасибо Вам

    • esaulov on Дек 02, 2018 ответить

      Руслан, Вы замечательный читатель (и писатель), с юбилеем! А читатель потому замечательный, что способны найти в себе «широту понимания» (Скафтымов) и принять (да еще и похвалить, т.е. оказать моральную поддержку) то, что ранее не бросалось в глаза в знакомых текстах. Увы, увы; далеко не все коллеги способны к подобной «широте понимания», уже не говоря о моральной поддержке. Что же касается моих «опытов», то ведь это и есть филологическая работа. Как я её, во всяком случае, понимаю.

  • Наталия Сарычева on Ноя 19, 2018 ответить

    Великолепный доклад! Согласна, что именно закладчик — главный герой этого сложного текста, и именно очищение его души, движение к воскрешению и притягивает более всего внимание читателя, хотя в заглавие вынесено — «Кроткая»… Мне слышится в нем какая-то почти ирония: в некоторых моментах сюжета чувствуешь, что жестокосердия этой «кроткой» не занимать… Ее образ двоится. Закладчика начинаешь жалеть еще до ее самоубийства: чем дальше его душа пробивается к свету, тем сильнее в ее образе проступают черты человека,осуждающего другого — это не Соня… Почему ее не трогают перемены в нем?.. В нем умирает человек расчета, (и смятение в душе наступает еще до ее самоубийства), но она свою партию играет до конца твердо… Так жертва ли это во имя спасения другой души, если признаки спасения наметились до последнего шага кроткой? Другими словами, кто из них более грешен?..

    • esaulov on Ноя 19, 2018 ответить

      Попытаюсь более доказательно ответить на два последних вопроса уже в статье (тем более, Б.Н. Тихомиров сразу же любезно предложил дать текст в ближайший питерский сборник).

      • Наталия Сарычева on Ноя 19, 2018 ответить

        Спасибо! Ждем статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *