Блог

Красноярск : русско-советские парадоксы

«… и мне показалось, никуда я не уезжал…» (В. Астафьев. «Царь-рыба»).

Из-за московской жары у меня неожиданно самым чудовищным образом отекли ноги, поэтому пришлось отказаться от многого. В том числе, от концерта Федора Тарасова, на который я очень хотел попасть. Увы…

Но кое-что уже слишком давно обещано, поэтому, скорректировав намерения, все-таки нужно было выполнять обещания. Хотя и в редуцированном виде. Вот так-то я и оказался в славном городе Красноярске, на Пасхальных встречах (при поддержке Благотворительного фонда преп. Серафима Саровского). Прочел в итоге всего две лекции, да провел мастер-класс. Всё. По-видимому, из-за сибирского холода в конце концов и отечность ног прошла.



Народ в местном педагогическом университете оказался очень дружелюбным, мне было с коллегами хорошо.









Момент тайной передачи крупной суммы денег. На память о Красноярске

Часовня Параскевы Пятницы на десятирублёвой купюре. Вот эта:

И Чехову Красноярск понравился, а не только мне

Конечно, посетили астафьевскую Овсянку (все-таки принял я «по вине» Астафьева в свое время обструкцию от московского бомонда — наверное, за сибиряков под Москвой… Ср. «Сатанинские звёзды и священная война»). На торжествах, посвященных юбилею кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, я попытался осмыслить полемику вокруг этой статьи как своего рода «социокультурный феномен».


Енисей я видал во второй раз в жизни, он все-таки испоганен не полностью и окончательно. Великая река. Можно представить (додумать), что могло бы быть, ежели сибирякам действительно дали бы жить по их воле, а не по партийным «великим планам»…


Как мне сообщили, присутствовало на моих лекциях около 320 человек, что отражено в регистрационных листах. В основном это учителя школ Красноярска (общеобразовательных и воскресных), библиотекари, студенты, школьники и преподаватели педагогического университета, но были и педагоги из школ Красноярского края (Норильск, Краснотуранский, Абанский районы, Канск), были из Хакасии. Из причудливых: слушателями были также менеджер одной красноярской коммерческой фирмы и шлифовщица мебельного предприятия. Вот уж действительно можно сказать: присутствовала широкая общественность города. Ну, теперь я за Красноярск спокоен… 🙂

Студенты, как оказалось, мои книжки все-таки читали, были активны на чеховском «мастер-классе», чем меня прямо-таки умилили. Коллеги самым замечательным образом помогали прояснить ключевые моменты моей концепции истории русской словесности своими вопросами, соображениями и полемикой.



Многие же «экспонаты» в Овсянке вполне мне знакомы по «структурам повседневности» (Ф. Бродель) сибирского детства…

Кофе в хороших красноярских кофейнях отнюдь не хуже московского. И другие местные напитки, которые, я думаю, В.П. Астафьев вполне себе позволял, были очень даже на уровне.

Некоторые из вышеупомянутых напитков слишком быстро заканчивались. На мне:

Одно только абсолютно чудовищно в русском городе Красноярске: железобетонная советская топонимика, в честь самых злостных ненавистников России, русофобов и террористов. Образцы — ниже.

Скажем, имеется музей художника В.И. Сурикова, казака, особо гордившегося тем, что знает семь поколений своих казачьих предков. Посетили:


Но что это такое?


За что такой почет и уважение тов. Свердлову в городе Красноярске, основанном казаками? За особые заслуги в уничтожении казачества как такового? За геноцид («расказачивание»)? Как известно, Свердлов был одним из главных идеологов уничтожения. По-видимому, действительно заслужил за это «увековечивания памяти». Именно в Красноярске. Делом доказал, что достоин. И вот потомки недоистребленных казаков уже и после «советской власти» обязаны каждый день взирать на имя своего палача. Иными словами, жертвы обязаны — согласно подобной «идеологии» — еще и «благодарить» (славить) своих палачей. Нечто подобное и описал писатель Астафьев в романе «Прокляты и убиты».

Это поругание памяти жертв и есть последнее, посмертное проклятие от «подлой советской аристократии» (В. Астафьев). Извините, я только процитировал финал своей же новомировской статьи о романе «Прокляты и убиты», в «академическом» своем варианте вошедшей в КСРЛ.

Так уж сложилось, что о племяннице Свердлова Иде Авербах (одновременно — совершенно случайно, разумеется, жены Г. Ягоды) и о племяннике его Леопольде Авербахе, видном деятеле советской культуры, я также уже писал в заметке АДМИРАЛ КОЛЧАК И ИДА АВЕРБАХ.

Посмотрите, что происходит в Красноярске с именем Сурикова:
Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98);
Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
Художественная школа им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
Художественное училище им. В. И. Сурикова, (ул. Свердловская — особенно пикантно, не правда ли, суриковское училище на улице палача казачества).

Я очень сомневаюсь, что подобная тонкая издевка над памятью В. Сурикова может быть случайной. Самого знаменитого, пожалуй, уроженца Красноярска в русской культуре ведь словно под конвоем ведут оккупанты:

Центральная площадь Красноярска. Кто ее окружил? Четыре человека: Адольф Перенсон, Моисей Урицкий, Яков Дубровинский и Яков Боград. Все они славно поучаствовали в сокрушении Государства Российского — и вот удостоились чести «символизировать» казачий по происхождению город. Самое сердце его, самый центр. Неплохо, правда?

Знаете, где располагается вот это?

Между прочим, на улице Бограда…

Именно о подобных я писал в заметке РУССКИЕ ГЕРОИ И СОВЕТСКИЕ ПАЛАЧИ: 10 МАЯ.

Но разве этой топонимикой испоганен только Красноярск? Этим непотребством испоганена вся русская земля. И когда же, наконец, закончится эта оккупация русских земель?



Когда?

13 комментариев

  • Евгения Коршунова on Май 24, 2013 ответить

    А что в Москве не ездят совсем на самокатах, не принято? А в США ездят. В интервью во Владимире Вы недавно говорили, что Вам нравились тамошние аспиранты. Почему же уехали оттуда в Россию?

  • Вера on Май 22, 2013 ответить

    Два года назад читала дневники Ариадны Эфрон «А жизнь течёт как Енисей». Страшная жизнь там была в советские годы… Но ведь и своеобразной самобытности не лишена. Русская глубинка много важного сохранила. А Сибирь это ведь ещё и частое место ссылок…

  • Andrew on Май 22, 2013 ответить

    Думаю, много прошлого народа после революции было и никакого уважения к истории города не было.
    Кстати, в центре города три основных улицы были Ленина, Сталина, Маркса. В пятидесятые Сталина заменили на Мира.
    Вообще сам город на мой взгляд особого интереса не представляет, а вот люди и природа там на высшем уровне.

  • Олеся Золотухина on Май 21, 2013 ответить

    Спасибо, что посетили нас, Иван Андреевич, за две замечательные лекции, за мастер-класс по рассказу Чехова «Студент». Нам с коллегами было тоже с Вами очень хорошо. И вообще хорошо все прошло. Очень отрадно, что моя alma mater – КГПУ им. В.П. Астафьева, в котором я сейчас не работаю, но продолжаю сотрудничать, Вам понравился.

    Я очень благодарна Фонду Серафима Саровского, а также декану филологического факультета КГПУ Татьяне Николаевне Садыриной, зав. кафедрой русской литературы Наталье Владимировне Уминовой и многим другим, что все-таки удалось организовать Пасхальные Встречи, пригласить в рамсках этого мероприятия И.А. Есаулова. Задумывался этот проект еще в 2011 г., но удалось осуществить вот только сейчас. Надеюсь, проведение Пасхальных Встреч станет доброй традицией для КГПУ им. В.П. Астафьева.

    Очень хорошие фотографии, остроумные комментарии. Не знаю, пил ли Астафьев саке, но я точно нет. До сих пор )))

    Что касается советской топонимики, то этого действительно много. Очень много. Как я писала ранее, и наш КГПУ стоит на улице имени революционерки Ады Лебедевой. Но ужаснее все-таки, с моей точки зрения, то, что люди в большинстве своем не знают и не задумываются, в честь кого улицы названы. Я думаю, если нельзя переименовать, то надо хотя бы доносить до людей информацию. Хорошо бы возле каждой таблички с именем повесить еще одну с расшифровкой: занимался тем-то, сделал то-то, убил стольких-то. Чтоб знали люди, что живут на улицах, названных в честь палачей и подонков. Но, конечно, никто не даст такие таблички повесить, но распространять информацию надо. Я вот тоже о многих ничего не знаю, а в Интернете мало информации. Отдельные сайты надо делать с подробным перечислением «подвигов» тех, в честь кого улицы названы. Хотя бы так бороться. Не знают наши люди многого, особенно школьники, просто не знают. И там наверху, видимо, очень стараются, чтоб и не узнали.

    И для меня Сибирь родная именно по рождению. Я сама здесь в своем роде «экспонат» в «структуре повседневности». А как хорошо Иван Андреевич смотрится на фоне Енисея, как органично! А уж на фоне «белой лошади» Дубенского ))) Это я о последних фото. Да, так и называется композиция: «Лошадь белая». Хотя она серая, серебряная. Но все равно «белая», так ее красноярцы зовут. А кто не понимает, что белая — там табличка есть. Так и написано — «Лошадь белая». Открыли композицию в 2006 г. на месте, которое считается историческим центром Красноярска. Как гласит одна из легенд, именно здесь в 17-м веке впервые высадились казаки во главе с Андреем Дубенским. Воевода выбрался на берег Енисея на лошади, бросил на камень шашку, нагайку и папаху, сказал, что в этом месте построят город, а затем отправился осматривать местность. Животное осталось отдыхать и поджидать своего хозяина. Этот момент истории и увековечен в скульптуре. Кстати, лошадь сделана в натуральную величину, и на нее можно забираться, для этого там сделано седло и стремена. Но мы вот не стали забираться. Может, зря? ))

    Хороший вопрос «Когда закончится оккупация русских земель?». Но вот ведь и ответ на этих последних фото. Освободить наш город от советской оккупации сможет только настоящий казак, вот он к нам и приехал ))) Знали мы, кого звать! А потому будем считать, что начало положено. Ведь разруха, как утверждалось в одном знаменитом произведении Булгакова, не в клозетах. Она в головах. Головы русским людям просветить надо. Именно на это прежде всего и были направлены наши Пасхальные Встречи. И было не всего две лекции да мастер-класс и всё, а целых две лекции и потрясающий мастер-класс настоящего виртуоза И.А. Есаулова! Мы не путаем Божий дар с яичницей!!!

    • esaulov on Май 21, 2013 ответить

      Благодарю! Я уже написал, Олеся Юрьевна, красноярским коллегам, что не стал упоминать имен в посте, дабы ответственность за написанное была исключительно на мне. А лекции и мастер-класс, как помните, были посвящены только филологическим проблемам.

      • Олеся Золотухина on Май 21, 2013 ответить

        Помню, конечно. Только филологическим проблемам. Главная цель этого культурного мероприятия была просветительская. В сфере филологии много непроясненных мест, к сожалению. Я за организацию мероприятия коллег благодарю. За все, Вами написанное, ответственность, разумеется, на Вас!

  • Евгения Коршунова on Май 19, 2013 ответить

    Да, совсем другая северная земля. Даже по фото ощущается свой, особенный северный колорит. Енисей прекрасный. И с кинжалом удачно получилось, но как-то вид «очень казацкий», пробирает. Радует, что студенты и в Красноярске читают Ваши книги и вообще интересуются литературой. А педсостав проводит такие чтения. Как там поживает Олеся Золотухина? Ей от меня привет.

    • Олеся Золотухина on Май 21, 2013 ответить

      И Вам привет, дорогая Женя! Я тоже Вас помню и до сих пор не забыла, как упоительны в Алуште вечера ))) Ничего поживаю, неплохо. Вот только саке еще не попробовала (закончилось странно быстро) и на самокате так и не покаталась. А в остальном очень даже хорошо 🙂

      • Евгения Коршунова on Май 21, 2013 ответить

        А мне вот Овсянка понравилась и чудесный Енисей. И вообще красиво у Вас в Красноярске, даже как-то неожиданно для меня. Прямо экзотика. Никогда не была в этих краях. А что саке и самокат — это бренд Красноярска или я чего-то не знаю?

        • Олеся Золотухина on Май 22, 2013 ответить

          Да, в Красноярске красиво. Только для нас это, конечно, никакая не экзотика. Приезжайте в Красноярск, у нас гостеприимный город. Я не согласна с комментарием Andrew, что город интереса не представляет — представляет! Но согласна с тем, что люди и природа у нас на высшем уровне. Наша Россия весьма велика, а уж из стран ближнего зарубежья и вправду Сибирь кажется экзотикой. Может, даже представляется, что мы зимой все поголовно ходим в меховых ушанках, летом — в кокошниках, круглогодично в лаптях и обнимаемся с медведями, но это не совсем так )))) В Красноярске люди (не только студенты-филологи) действительно интересуются литературой и многими другими вещами. Теперь вот читают и книги Ивана Андреевича, что особенно отрадно.

          Саке не бренд Красноярска (пока, по крайней мере). Но он имеется в местных суши-барах. В одном из них саке досталось только Ивану Андреевичу, а потом внезапно кончилось. Не хватило мне, к сожалению. Подождем другого раза. Что до самоката, то он у меня переехал сюда из другого поста этого блога. Но, по-моему, и в Красноярске можно покататься на самокате при желании. На острове Татышев есть прокат разных видов транспорта. Кажется, и такой был. Так что и в этом мы не так уж отстаем от продвинутой Европы. 🙂

          • esaulov on Май 22, 2013

            Только что вернулся с церемонии вручения Патриаршей литературной премии в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Не буду делать отдельный пост. Я «болел» за Валерия Лепахина, автора хороших книг о русской иконе. Но знал заранее, что он не станет лауреатом. Впрочем, и войти в «короткий список» — тоже хорошо. В.В. Лепахин будет у нас на Балтийском международном семинаре-дискуссия в начале июля. Непременный участник подобных балтийских встреч. С некоторыми весьма интересными для меня людьми встречаюсь лишь раз год. В этом вот зале. Что за город. И что за жизнь. В этот раз не взял фотоаппарат. А с прошлого торжества фоторепортаж имеется в этом блоге. Там есть прямо-таки пророческие кадры )))

            Andrew проживает сейчас в Австралии. Родом из Красноярского края. Мне было интересно его мнение.

            Поскольку этот «самокат» (скажем так) произвел такое впечатление на читателей, то внесу ясность. Лет пятнадцать назад я ездил на подобном на работу. Когда жил в США и читал лекции в OSU. Не всегда, но часто. На кампусе это удобно. В последний год моей жизни там. Хорошая вещь. Лучше, чем роликовые коньки. Потом привез его в Москву, так он и валяется теперь бессмысленно. В отличие от здешних подобий, это не детская игрушка, а настоящая «машина». Ибо за руль я садился в незапамятные времена, хоть так порулить… Как электронную папиросу, наверное, выкурить.

            А тот «самокат», на фото, это уже другой. Колесики больше, катит лучше. И вообще он не мой. Но покатался, да.

          • esaulov on Май 24, 2013

            Несколько смущен, что выпил всё саке в Красноярске. Но это просто факт. На фото исторический момент. Последняя чашечка саке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *