Лосев и позорники
Из-за учебных занятий в этот раз не смог присутствовать на панихиде по монаху Андронику (Лосеву) на Ваганьково.
Но, конечно, не мог не прийти на продолжение памятования в Дом Лосева. Ведь сегодня 25-летие со дня кончины выдающегося русского мыслителя. Порадовался за Азу Алибековну Тахо-Годи, которая находится в замечательной интеллектуальной форме, что значит — сильна духом! Встретился с друзьями. Послушал Павла Васильевича Флоренского, Петра Васильевича Палиевского. Посидели. Поговорили. Поскольку не взял фотоаппарат, то размещаю фото с Палиевским в его родном ИМЛИ.
В.П. Троицкий представил книгу А.Ф. Лосева «Диалектические основы математики» (М.: Academia, 2013). По-видимому, это последняя из неопубликованных крупных работ философа. Процитирую фрагмент из Предисловия В.М. Лосевой: «Лосев оказался «небезызвестным вождем истинно русского идеализма». А.М. Горький даже покачал головой: «Профессор не успел умереть» (с. 5). Также я еще не видал замечательных воспоминаний Г.А. Беловой «Поминайте учителей ваших…: Памяти Алексея Федоровича Лосева» (Приложение к Бюллетеню Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». Вып. 15). Спасибо Валентине Васильевне Ильиной, теперь у меня этот выпуск имеется.
Однако пишу не для того, чтобы сообщить о памятном дне. Меня потрясла, возмутила и оскорбила информация, с которой сначала ознакомила нас Аза Алибековна, а потом я ее прочел в «Российской газете». Не только НЕЛЬЗЯ воссоздать домовый храм в котором юный Алеша Лосев пел на клиросе (понимаете ли, он же теперь на государственной территории «образовательного заведения», в государственной школе!), а и сам музей Лосева в его родной гимназии, выходит, никому из местных особо не нужен. Для меня это значит лишь то, что Лосев жил когда-то в РОССИИ, а вот мы живем сейчас в РФии. Какая же это «Россия» в Новочеркасске, если храм в школе и воссоздать нельзя, можно лишь «музей», да и то… Впрочем, сами прочитайте заметку с выразительным названием — «Храм Лосева в Новочеркасске превратили в «качалку».
Да, Азе Алибековне — с Божией помощью, не иначе — удалось какими-то невероятными, нечеловеческими усилиями добиться того, что на Арбате появился замечательный центр русской философской и филологической мысли — Дом Лосева. Правда, и тут, разумеется, ни о какой часовне и речи быть не может. Какая еще часовня? Или, если православная часовня, так давайте, чтобы там же была одновременно мечеть. Или синагога. А как же? Но, повторюсь, запуганные советскими десятилетиями, многие рады тому, что удалось. И я, знаете ли, тоже рад. Почти счастлив.
Но это в Москве. А на родине выдающегося русского философа? Что за люди живут в этом замечательном городе Новочеркасске, в котором я недавно побывал — и с радостью описывал это посещение? Откуда они? кто они? действительно ли они имеют отношение к этой земле? Здесь жили их деды и прадеды? Не верю. Я немного знаю, что именно сделали советчики с жителями казачьей столицы. И кого заселили в их жилища.
Да и в самом деле — если мы действительно в России, как утверждают, а не в РФии, то где же улица Лосева, выдающегося уроженца Новочеркасска? ее нет. А что же тогда есть?
А вот что: ул. 8 марта, 26 бакинских комиссаров (???), ул. Крупской, разорительницы русских библиотек в советское время, Бердичевского, Войкова (???), Маяковского, Орджоникидзе, Социалистическая, Тельмана (???), Урицкого (???); переулки Гайдара (???), Жореса (???). Ранее была еще ул. Свердлова, губителя казачества, но все-таки название заменили. Знаете, на какое? Теперь прошлая «ул. Свердлова» называется «Генерала Лебедя А.И.» (ну да, раз не нравится вам Свердлов, так вот этого вам). Лосева никак нельзя. Да и других — нельзя. А вот Войкова и Урицкого, напротив того, получИте.
Значит, советская оккупация и здесь продолжается? Глядя на топонимику, приходится сказать с убежденностью: несомненно, так. Раз домовый храм не позволяют восстановить в казачьей столице, то что это, если не оккупация? Как это еще-то назвать? чего бояться?
В общем, закончу я так: позорно это. Может быть, хотя бы к 120-летию Лосева уберете вы хотя бы этих негодяев — Урицкого с Войковым? или дальше позориться будете?
12 комментариев
Собирать подписи и тем более посылать их в «соответствующие органы» — уж Вы простите, Вера, типично советский прием, когда советским гражданам намекали на то, что они могут что-то решать. В РФии уже давно от нас с Вами ничего не зависит, поэтому у нас и «независимость» в стране, как пошутил один сатирик. Что-то изменится тогда, когда поменяются мозги у нашего многострадального, но ужасно терпеливого и добродушного, а местами и глуповатого народа. Пока же этого не происходит, только наоборот: все больше и больше приближаемся к 1937 году, как я посмотрю. Обидно ужасно за память А.Ф. Лосева и многих других достойнейших людей, чьи имена тщательно стирают из русской памяти. Позор!
Мне почему-то всегда казалось, что православие в России вышло уже на государственный уровень. Но читая Ваш блог, я с удивлением обнаруживаю для себя другие совсем вещи. Мои представления оказались идеалистическими слишком. Но на Украине нас беспокоит еще и раскол, причем не один, и приходится бороться и с этим еще. Поэтому казалось, что в России с этим лучше… Все усугубляется тем, что и с Лосевым все то же самое. Это один из немногих моих ориентиров в литературоведении и не только: Личность, знакомство с которой не только по трудам, но и воспоминаниям Азы Алибековны стало подлинно событием для меня. Много умных, ученых, всяких, но его вообще трудно поставить в какой-то сравнительный ряд. Но ценит это кто-нибудь по достоинству? Нужно надеяться, конечно, на лучшее.
P.S. Кое-что дочитала, про одоление славного Дона… Я думала, что это только кто-то известный… когда-то… описывал. А оказывается, сентябрь 2012 г. Впечатляет…
Самые нищие школы в Москве — православные. Вот такой он, «государственный уровень». Но навылом глаз демонстрируют совсем другое.
Что касается «одоления Дона», то сейчас пытаюсь туда вернуться. Уж больно понравились донские раки, а еще больше — рыбка шамайка. Так что, может быть, летнюю школу на Дону для филологов мы еще успеем организовать. Скажем, в конце сентября. Хотя и слишком мало времени осталось.
Кстати, если плыть сначала по реке Уды, потом по Северскому Донцу, то обязательно филолог окажется на Дону. Так-то вот 🙂
Успехов Вам в организации такой школы. 🙂 Это, безусловно, нужно. К тому же и время хорошее, и «доплыть» по Вами указанному маршруту можно. Не зря ведь в бассейн хожу, пора применять навыки. У нас в Харькове всего лишь одна православная школа, и то не по документам, а просто частная. И все финансово держится на людях, которые хотят, чтобы такая школа была у нас в городе. Смог ее создать ценой невероятных усилий один священник, которого я очень люблю.
Иван Андреевич правильно пишет, что все упирается в утрату жителями Русской идентичности. Ведь по закону для переименования нужно собирать подписи жителей улиц, а это часто вызывает даже обидную злобу среди «подписантов», которым «милее» жоресы-майские, не имеющие к городу никакого отношения
Давайте соберём подписи!!! Должен же кто-то действовать!
Простите, Вера, к подобной бессмысленной активности у меня давным-давно стойкая аллергия. Кому собираетесь отправлять Вы эти самые подписи? Тем, что ли, для которых «наш» герой — это Павлик Морозов? А это именно те. Да и так ли Вы уверены, что Первое мая или Восьмое марта — просто взял наугад новиопские «праздники» — это не наше сегодняшнее всё? В FB я попросил высказаться cвоих «френдов» — кто им ближе — Войков или Коверда? Мне казалось, вопрос очевидный. Куда там. Поэтому, прав, вероятно, Юрий : видимо, уровень национального самосознания сейчас такой, что «ул. 26 Бакинских комиссаров» — это наше! Советское! Настоящее! Мы же не фашисты, Вера, правда? Мы же советские интернационалисты! Зачем нам, советским людям, какой-то непонятный реакционер и ретроград Лосев? Кстати, когда его посадили? не в 1937? значит, точно фашист. Пущай спорзал лучше будет. Глядишь, позанимаются там наши граждане с южных окраин, станут олимпийскими чемпионами, да и прославят нашу советскую родину! Поэтому бессмысленным делом я, Вера, не занимаюсь. Уж простите.
Вот так беретесь за возвращение старых названий в городах… А в соответствующие органы петиции писали? Может лучше не на Вашем сайте, а обращения официальным лицам составить, от Вашего лица (имя у Вас вполне весомое в искусстве и науке!), а все Ваши друзья и читатели подпишут)?!… По-моему, действенней будет…
Это не «старые названия», Вера, а ИСТОРИЧЕСКИЕ названия. Знаете, Лосев был философ ИМЕНИ. Это вам не простая «этикетка». И люди, которые заботливо охраняют улицы Войкова и Урицкого, прекрасно знают, что делают. Они совсем не дурачки.
Считайте, что это я оговорилась с утра… Я ведь ничего плохого не сказала. Просто считаю, что лучше действовать упорнее, тем более, что, как Вы уже писали, финансов эта проблема много не требует. Значит, стоит писать и писать этим официальным лицам, пока они не вернут улицам в городах прежние (ИСТОРИЧЕСКИЕ!) названия.
Мы все подпишем и друзьям дадим подписать. Против громадного количества народа они будут бессильны! 😉
Конечно же, «ничего плохого». И я — тоже.
Последние записи
Последние комментарии
Архивы