«Новое понимание»: на «Богослов.ру» и в «Ex libris Независимой газеты»
На «Богослов.ру»: здесь информация о книге, содержание, предисловие.
В Ex libris НГ («Пять книг недели»). Соседство моей книги в этом «списке пяти» (см. гиперссылку) немного забавное. Приведу и текст:
Иван Есаулов. Русская классика: новое понимание/ Изд. 3-е, испр. и доп.
– СПб.: Изд-во РХГА, 2017. – 550 с. ISBN 978-5-88812-844-2
Авторы, которые находят в себе силы исправлять и дополнять написанное, в наш век погони за рейтингами продаж при метрономе программы «Антиплагиат» вызывают если не уважение, то интерес. И доктор филологических наук, профессор Литературного института Иван Есаулов (р. 1960) своими статьями, включенными в книгу, этот интерес не остудит. В новое издание монографии, где в первых изданиях уже проблистали главы о культурном бессознательном в поэтике Льва Толстого, о христоцентризме в «обличительном» романе («Случай Салтыкова-Щедрина»), о вторичной сакрализации и новом герое Максима Горького, о религиозном векторе советской литературы, он включил главы о державинской оде «Бог», о категориях Закона и Благодати в художественном мире Лермонтова, о соотношении юродства и шутовства в русской литературе (так Есаулов актуализирует давно назревшее, но вялотекущее перечитывание теоретических построений Михаила Бахтина, в данном случае связанных с его гипотезой о карнавализации, с проблемой смеховой изнанки русской культуры и ее репрезентации в литературе). А само новое понимание русской классики, по Есаулову, заключается в соединительной силе границы между светским и духовным в отечественной словесности. И та же полифония романов Достоевского, открытая Бахтиным, лишь подтверждает реальность «глубинных – соборных – истоков, укорененных в православной русской духовности. Автор и герой в самом деле равноправны – но именно перед лицом той абсолютной, а не релятивной правды, которую во всей полноте дано знать только Богу».
Ну, что же: если бы книга как-то смогла стимулировать это самое «давно назревшее.. перечитывание теоретических построений Михаила Бахтина», т.е. ревизию бахтинского наследия, — в том самом направлении, на которое многозначительно намекает автор, я был бы доволен. Посмотрим, посмотрим…
Еще одна — позитивная — новость: третье издание уже цитируется в РИНЦ, что меня не может не радовать.
Буквально на каждой из презентаций этого третьего издания возникала одна и та же проблема: не хватало самих книг для желающих их приобрести. Кажется, эта проблема — насколько это возможно — решается. Во всяком случае, в Москве.
Те, кто хотел бы это сделать, кому не досталось экземпляра на презентациях, могут теперь обратиться ко мне лично. Как и любой автор, я заинтересован в читателях и взыскательных критиках.
6 комментариев
Прочла «Генеалогию авангарда» и в смысле мегаломании и агрессивности «романтика Фихте» согласна. Но любимый мой Новалис только вначале увлекся нагловатым Фихте. И Гельдерлин в «Хюперионе», и Каспар Давид Фридрих (с обратной перспективой тоски и любви: его герои изображены со спины) и многие другие — были не просто «субъективными»- их субъективность» поглощалась великим Ты «(Возлюбленной, Непостижимого, Тайны, Новой Церкви). Это «одинокие стражи». «Вера в одиноких людей рождается из тоски по безымянному братству, по глубокому духовному родству, какое только возможно между людьми». (Эрнст Юнгер). Много еще можно сказать, но Вы меня поняли.
Как жаль, дорогая Татьяна Михайловна, что в 1992 г., когда в «Вопросах литературы» была опубликована эта несколько провокативная статья, я не дождался столь тонких и проникновенных возражений! С которыми мне не хочется вовсе спорить, потому что они выводят на совершенно иную высоту проблематику, лишь слегка затронутую в этой работе. Вы помните, ЧТО именно в те годы агрессивно насаждалось, поэтому я шёл, практически тоже в полном одиночестве, против течения, с вызовом, отсюда и некоторая угловатость формулировок.
Спасибо за ваш труд, Иван Андреевич!!! Заказать можно? [email protected]
Конечно.
Дорогой Иван! Мне совершенно необходимо ознакомиться с Вашей мыслью. Те же темы давно и навсегда волнуют меня. Например, о юродстве и смеховой культуре, о Лермонтове и остальное. Прочла только что про Набокова и Шмелева. Наслаждалась и мыслью, и музыкой души. Так же бы написала (если бы Бог дал). Только не совсем согласна с критикой романтизма. Набоков не романтик. Он позитивист и сноб,гностический аутист, презирающий другого. Романтики же и открыли Любовь (роман!), Дружбу — абсолютизацию (до трагического) Другого. Но хотелось бы подробнее обо всем поговорить. Как мне (в рассеянии сущей) приобрести ВАши труды? Татьяна.
Дорогая Татьяна Михайловна, последняя книга (третье издание «Нового понимания») — это своего рода итог (может быть, предварительный) всей моей «филологической жизни». Хотя там я и убрал — в значительной степени — библиографическую часть, но лучше читать именно эту книгу 2017 года. Она есть, в том числе, в сетевых магазинах. Например, на ОЗОН Если кто-то из Ваших знакомых отправляется в Париж, то могу передать экземпляр книги для Вас.
По-видимому, Вы читали еще старую редакцию главы о русском Зарубежье (журнальный — новомировский — вариант ее был опубликован в далёком 1992 году), потому что в новой главе и новые формулировки, и появляется у меня третье имя — Бунин (тоже в новом осмыслении). Романтики, как Вы знаете, были разные. Например, гейдельбергские, христиански ориентированные, и иенские, совсем другие. Несколько понятнее — какие у меня, так сказать, «претензии» (если можно так выразиться) к романтизму — во второй части «Постсоветских мифологий» («Аксиология русской культуры»), особенно в главе «Генеалогия авангарда». Вот ее электронный вариант. За Набокова же (как и, впрочем, за авангард) я много претерпел в свое время поношения, хотя у меня таких сильных выражений, как у Вас, и не было — в его адрес… 🙂
Последние записи
Последние комментарии
Архивы