Блог

ПОМИНАЛЬНОЕ

У меня сегодня поминальный день. И лично. И как у русского человека. Мне поздно – в моем возрасте – изображать энтузиазм «победы» — на том осколке, который остался от великого русского государства усилиями советской номенклатуры и их лукавых пропагандных трубадуров — всех этих тошнотворных «мастеров советской литературы и культуры». Пусть оболваненное молодое поколение смотрит «Дождь» — и слушает про «гори, гори, моя шестиконечная звезда» Галича (исполнили именно сегодня). Пусть люди более старшего поколения скачут зайчиками, пытаясь совпасть по амплитуде с российскими политическими аналогами проигравшего Саркози, пытавшегося во французских школах внедрить весьма избирательную и специфическую «память» об этой войне — абсолютно «советскими» (с этим определением нужно будет будущим русским историкам крепко разобраться) методами.

Я преклоняюсь перед мужеством русских солдат, сибирских (и не только) дивизий, которые смогли сокрушить впавший в нелепую эйфорию от первых успехов немецкий национал-социализм (этих пропагандистских нацистских «идеологов», которые «прагматично», как им казалось, сохраняли ненавистные русским советские «колхозы» — на оккупированной ими русской территории). Разве их вина в том, что почти СРАЗУ ЖЕ после этой победы (и, увы, воспользовавшись ей) с новой силой в СССР начались репрессии? в том числе, репрессии против Русской Православной Церкви? Внешнего врага России (а национал-социализм был именно врагом, а не «другом» исторической России) – сокрушить смогли. А внутреннего (если можно так сказать) – нет, не смогли.

Будущий русский историк разберется в механизме заботливой оперативной переброски верховой советской элиты поближе к Алма-Ате и Ташкенту (т.е. к границам: если придется сдать страну и начать «всё сначала» в каком-то другом месте). А также трезво и объективно описать как подобная «забота» соседствовала с теми абсолютно невозможными, немыслимыми миллионами русских жертв (а также таких же жертв других народов исторической России). Помянем сегодня эти жертвы. Я об этом написал в новомировской работе «Сатанинские звезды и священная война» http://jesaulov.narod.ru/Code/articles_polemika_o_sov_voennoj_literature.html В 1994 году она еще могла каким-то чудом быть опубликована. Теперь, когда заботливые номенклатурные ребята, поднаторевшие в советском комсомоле, решили, что «Октябрьская революция» должна быть заменена «Великой победой» в качестве структурообразующей основы исторического существования РФии, это было бы невозможно. Ни в одном издании. Однако, при всем уважении к Государству Израиль, и возникшему-то по итогам войны (единственному, где также именно 9 мая – госпраздник), мне представляется, что русская история Нового времени немножечко этак шире советского периода, чтобы и РФию «организовывать» вокруг последней войны. Не знаю, как в других палестинах, но у нас есть в подобном насаждении какое-то явное логическое противоречие: в советских учебниках так и писали, что главная задача врага – «расчленить» советское государство. Мы же этого сделать не дали – невообразимой (для русской истории) ценой. Меня не покидает мысль — если бы для защиты «завоеваний Октября» потребовалось пожертвовать ВСЕМИ (минус «спасенными» через эти южные границы) — пожертвовали бы? Теперь посмотрите на карту…

Вы не забыли, что 2012 год – это юбилей ДРУГОЙ войны? Почему для меня, как для русского человека, эта война должна быть «хуже»? Другого, что ли, сорта. Вы действительно думаете, что вот эта беспрерывная возгонка официальных торжеств (подозрительно начавшаяся – правда, тогда еще не в таких масштабах – через 30 лет после 1945 – при чудовищном небрежении к могилам, да и к самим пришедшим с фронта солдатам) – в РУССКОЙ традиции? Тогда почему в исторической России в 1880 не было ничего подобного? Взятие Парижа – это так себе, не то что Берлин?

Или чем для меня, как для русского патриота, РУССКИЕ герои 1914 года «хуже» героев 1941? Почему в Великобритании, которая – в одиночку – целый год сражалась с Гитлером, начиная с 1939 года, до сих пор ПЕРВАЯ мировая почитается ВЫШЕ второй (это даже и по английским школьным учебникам заметно)? Может для кого-то, особенно из потомков советской номенклатурной элиты, русская история – это КУЦАЯ такая историйка («молодая страна», как брякнул на новый год Д. Медведев), века не насчитывающая, история их продвижения «в этой стране», но мне-то что за дело? Нет, ребята, я с куда бОльшим уважением, чем вы, отношусь к великой русской истории, моя история значительно богаче и протяженнее вашей, чтобы покупаться на ваши погремушки.

Я также совершенно не собираюсь в этот день осуждать тех русских людей, которые попытались освободить Россию от интернационального большевизма, воспользовавшись советско-нацистской войной – и были выданы позже на смерть в СССР — английской и американской администрацией, вопреки всем нормам международного военного права (см. об этом книгу Н.Д. Толстого «Жертвы Ялты»). Для меня это – тоже – трагический момент нашей общей истории. Они – не «герои» и незачем их «героизировать». Но не могу также их «гневно клеймить». Осудите сначала ВЫ тех «интернационалистов», которые уничтожили Россию, воспользовавшись Первой мировой, будучи заботливо переброшены из Германии (другой эшелон спонсировался Уолл-Стритом и приплыл аж из США) – и памятниками которых заставлены все улицы, проспекты и площади РФии? И ведь до сих пор эти истуканы для вас куда как дороже живых русских людей, брошенных вами, как и в 1918, за пределами РФии. Осудите вы ЭТИХ-ТО, ведь они – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ. Как могут те – быть «предателями», а эти – советскими «героями»? С какого перепуга я должен следовать этим фокусническим штучкам? Вы не забыли в какой стране в 20 веке начались мясорубки гражданского населения? и кто их начал, не забыли? разве в Германии с 1933? Нет, голубчики, вовсе не в Германии.

С какого перепуга я буду «осуждать» десятки тысяч русских людей, сражавшихся на стороне ген. Франко в Испании против интернациональных красных бригад? Почему вдруг те – «чужие», а эти бригады – «наши»? Потому, что ли, что эти «наши» истребили до того сотни тысяч русских крестьян на подконтрольной им территории СССР? и уморили миллионы? Потому что это было бы приятно моим левым западным друзьям? или русофобам в нынешней РФии? Для тех и других русский патриот все-равно никогда «своим» не будет. Вот СОВЕТСКИЙ патриот – другое дело! Этот, конечно, — вполне «свой», он же — левак, за Революцию и против «Самодержавия»! Я отлично знаю, что при нынешнем политическом раскладе — выгодно, а что не сулит никаких дивидендов. Нигде не сулит. Но кто-то же должен?

Мне вот тут в личку пишут, что всё закончено, пора капитулировать. «Это раньше наша страна была православной. А сейчас нет. И культуры прежней нет, и традиции попраны. У нас советская культура и другой менталитет. И фильмы такие же идут. Хоть и современные. Всё, сформировалось».

Ну, и пусть «закончено», мне-то что? Как говаривали русские люди из Первой волны (самых разных национальностей), «и один в поле – воин». Итак, вечная память русским солдатам!

15 комментариев

  • Галина Бахматова on Май 10, 2013 ответить

    «И один в поле воин, если он — Чацкий». «Один в поле воин — один в небе Бог». «Один в поле воин? Но если есть поле — то значит, вас двое, и ты не один!» «Когда все вокруг шепчут: целуй ручку! целуй ручку! Я точно знала, что руку целовать я не должна. Я этому круговому шепоту отродясь цену знала. оставлю поцелуй для другой площади». Ваня, я с тобой, хоть и в другой стране.

  • Светлана Захарченко on Май 11, 2012 ответить

    Прочитала, как всегда, с интересом Вашу статью, Иван Андреевич. Лично я живу в православной России, в отличие от Ваших оппонентов (которые, скорее всего из Москвы — ибо этот город: государство в государстве).
    В моём городе зарыты останки моих православных прадедушки Григория и прабабушки Александры, умерших во время войны в концлагере (им было 51 и 52 года), в моём городе похоронен их православный сын Дмитрий, который ушел на войну добровольцем в 17 лет, в 19 лет после Победы был привезен в санпоезде домой умирать от туберкулёза: ему так и не исполнилось 20 лет. Здесь моя мама поступила в строительный техникум, с золотой медалью и, сдав экзамены на отлично. А её, пятнадцатилетнюю, заставили выбирать между пенсией за погибшего на фронте отца (30 руб) и повышенной стипендией (36 руб). Тогда как ее сокурсники получали и стипендию, и отцы их, вернувшиеся домой после войны, приносили зарплату не менее 100 руб. Она была малолетним узником Заонежья, но умерла полгода назад, так и не получив от государства обещанной квартиры.
    Мой дед по отцу, православный Андрей, получил в 1943 году на фронте смертельное ранение (его желудок был прошит пулеметной очередью), а врачи просто забинтовали и комиссовали. И он умер на руках у своей матери, а семье даже пенсии никакой не назначили: умер не на фронте.
    Дима рассказывал своим сестрам о том, как они сутками сидели в окопах, в которых в лучшем случае было воды по колено. Во время весенних паводков и осенних дождей вода в окопах была по пояс: так он и заработал туберкулез весной 1945 года.
    Моя бабуля плакала каждое 9 мая и тайком заказывала панихиду, а мои родители вспоминали голодные военные годы. Мамины рассказы до сих пор не могу вспоминать без содрогания. В заонежской деревне, в нашем родовом «гнезде», осталось много сердечных зарубок о войне…

  • Олеся Золотухина on Май 10, 2012 ответить

    Лично я согласна с тем, что День Победы — это прежде всего поминальный день.

    В связи с данной темой не могу опять не вспомнить В.П. Астафьева, по творчеству которого являюсь специалистом. (Кстати, и статья И.А. Есаулова «Сатанинские звезды» посвящена именно его роману «Прокляты и убиты»). В. П. Астафьев был противником празднования Дня Победы и считал, что в этот день нашей стране нужно не праздник отмечать, а грехи тяжкие замаливать. На мой взгляд, в этом он был совершенно прав. В его произведениях тема предательства русских людей советской властью во время войны и после нее занимает очень важное место: «Двенадцать миллионов – гласила людская молва – медленно погибали в лагерях смерти, и столько же стерегло их, придумывая все новые и новые преступления ни в чем не повинным людям. Вместо обещанной, заслуженной, выстраданной, сносной хотя бы жизни, заботы о победителях – новые гонения, неслыханные зверства, страдания в концлагерях» (повесть»Так хочется жить»).

    И тем не менее я считаю, что этот день является и праздником тоже. Ведь русский народ все-таки победил немецких захватчиков. А это, несомненно, достойно памяти и почестей.

    • esaulov on Май 11, 2012 ответить

      Одно фактическое уточнение. Статья «Сатанинские звезды и священная война» все-таки не только о романе Астафьева.

      Он рассматривался в контексте русской духовной традиции (потому и соответствующий подзаголовок). И больше половины статьи — как раз об этой традиции. В связи с чем я и анализировал «военную прозу» Б. Окуджаву, Б. Балтера, В. Некрасова и некторых других авторов.

      Чтобы показать качественное отличие этой прозы даже «лучших» советских авторов — от русской традиции изображения войны. Как раз в новомировском варианте этой работы достаточно подробно рассматривается и русская традиция, начиная даже с древнерусской словесности.

  • Ирина Бойкова on Май 10, 2012 ответить

    Прочитав анонс в контакте, написала в комментариях, что для меня 9 мая тоже -поминальный день. Теперь прочла весь текст и хочется продолжить. Текст написан, конечно, во многом с внутренним протестом против той лжи, в которую сейчас облеклось празднование победы. И этот авторский пафос хочется поддержать. При том что перебор в этом «вопреки» тоже есть, по-моему.
    Да, поминальный день. Но он (пока во всяком случае) не отменяет и праздник. Наверное, Вы правы, этот праздник не русской исторической христианской традиции — он воскрешает отчасти что-то языческое (плач, пир после битвы…). Но пока живы те, кто пережил войну, мы благодарим и поздравляем их с этим праздником – просто из любви. И это по-христиански.
    И еще… Есть в этой войне, в этой победе и что-то еще для христианского сознания. Не случайно все же в храмах 9 мая служится благодарственный молебен ко Господу о даровании победы, а потом только заупокойная лития. Всякий раз этот день напоминает о Промысле Божием, о милости Божией. Бог зрит в сердце. И человека, и народа. Значит Божьего осталось больше в народе, чем вновьприобретенного советского, если из такого ужаса, какой успела сотворить в России советская власть – Россия смогла восстать и победить в этой войне. И долго еще Божьего было больше. Посмотрите на лица артистов, которые играли в фильмах о войне, приблизительно до 1970-х годов (да, была и советскость, о которой Вы пишете, тут, конечно, еще долго предстоит отделять зерна от плевел, и это очень непросто). Борисов. Любшин. Какая мера и достоинства, и человечности, милосердия. Когда все начало обрываться, на каком поколении – это отдельный разговор.
    В общем, суть моих первых непричесанных мыслей (не смогла не откликнуться сразу, очень волнует эта тема) в том, что христианский смысл этого дня, видимо, все же глубже, чем только поминовение погибших. В этой победе, на глубине ее — победа над смертью духовной, безбожием, в которое погружалась страна и которое Промыслом Божиим было остановлено войной. А значит есть в этом дне и составляющая христианского праздника.
    Спасибо за Ваш текст.

    • esaulov on Май 10, 2012 ответить

      Мы должны знать правду и об этой войне. Это самое главное. Пока и близко нет этой правды, а есть идеологический конструкт советского времени, который только чуть-чуть отретуширован. Сначала бывает какая-то фактическая картина, а потом оценки. А не наоборот. У нас — наоборот. Сначала — оценка, а потом под нее подгоняется картина.

      Например, подвиг «28 героях-панфиловцах», который широко пропагандировался, является просто вымыслом редактора «Красной Звезды» Ортенберга и литературного секретаря газеты Кривицкого. Что отлично знали где следует (см. «совершенно секретную» справку-доклад главного военного прокурора ВС СССР: http://rus-vopros.livejournal.com/2055934.html )

      Вот, читаю я в православном журнале «Нескучный сад» интервью с директором Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А.К. Сорокиным. Он утверждает — с фактами в руках — что не рассекречены еще некоторые документы 20-х годов. Как вы думаете, ЧТО скрывают?

      Рассекречено пока вообще, оказывается, 20 процентов документов. Он говорит об «абсолютной мифологичности» того образа войны, который сейчас внедрен в массовое сознание.

      Приведу цитату: «Мы не спрашиваем себя, почему мы потеряли 27 миллионов жизней. И уж точно не вспоминаем о двух миллионах пропавших без вести. Людей, умерших в результате ранений через два-три года после войны, мы не причисляем к военным потерям и вряд ли когда-нибудь удосужимся подсчитать и их. Исчислить общее число погибших, в том числе по вине бездарного военного и политического руководства, практически невозможно, да эта задача и не ставится. Мы предпочитаем гордиться, не задаваясь вопросами, которые усложняют окружающую нас действительность, в прошлом ли, в настоящем ли. Отсюда и такое количество проблем, с которыми мы все время сталкиваемся в нашей общественной жизни. Мы не работаем с проблемами, которые нас окружают, мы предпочитаем мифологию».

      Например, партизанское движение. «Кто в реальности участвовал в партизанском движении, по каким мотивам, сколько было этих людей, каков реальный ущерб, причиненный ими гитлеровской военной машине и мирному населению, — все это вопросы, на которые нужно искать ответы, если мы хотим написать правдивую историю войны».

      А я в скором времени думаю написать цикл под название ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ДНЕВНИКОВ ПРИШВИНА, приблизительно конца 30-40 гг. Вы увидите, насколько чудовищный разрыв между этими фильмами и повседневневной советской реальностью. Куда больше, чем в Голливуде.

      • Елена on Май 11, 2012 ответить

        Да, очень интересно с дневниками Пришвина — удивительного по красоте языка писателя. Хорошо, что завесу времени стали открывать, этого не хватает. Так, попав первый раз на выставку Филонова, я была поражена такому точному и недостающему для представления того времени видеоряду. Как будто А.Платонов был проиллюстрирован. Больше всего дезориентируют в историческом пространстве такие темные и скрытые места. Как будто тебя обманывают все время, имитируя лжедействительность — слабую тень истины. Но истина неизбежна. Господь устрояет.

      • Ирина Бойкова on Май 13, 2012 ответить

        Не хотелось бы только, освобождаясь от мифологии, потерять и что-то ценное, человечески и художественно подлинное. Думаю, реальность/мифология/искусство; верность/неверность художественного произведения исторической правде – отдельная большая тема. В главном же: нужна правда об этой войне – абсолютно согласна с Вами. Только при этом условии могут быть осознаны все глубокие смыслы этого Дня победы – и как поминального дня, и как праздника.

    • Елена on Май 11, 2012 ответить

      Не просто составляющая — победа свершилась в день памяти св.Георгия Победоносца 6 мая, и его заступничеством тоже. После этого дня не вели боевых действий, ждали подписания бумаг о капитуляции. Патриарх об этом говорил на службе в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе.

      • Ирина Бойкова on Май 11, 2012 ответить

        Да, Елена, спасибо за эту поправку. Стоит вспомнить еще, что начиналась эта война в День всех святых, в земле Российской просиявших.

        • Елена on Май 12, 2012 ответить

          Но без новомучеников и без царской семьи. Но и то ладно — под Москвой-то увязли все-таки.

  • Феликс on Май 09, 2012 ответить

    Вы РЕАЛЬНО за самодержавие?

    • esaulov on Май 10, 2012 ответить

      Не могли бы Вы уточнить вопрос, милейший?

    • Юрий on Июн 01, 2012 ответить

      Самодержавие — термин характеризующий независимость Русской державы (тогда от орды), управляемой на основе Земских Соборов. Ничего рбщего не имеет с «самодурством»

  • Елена on Май 09, 2012 ответить

    И в нашем возрасте, и в стране всё только начинается! С Днем Победы!
    Моя тетя, прошедшая войну в ПВО ждет этого дня, плачет и удивляется, если её не поздравит кто-то из своих. Покойный В.Н.Турбин, сбежавший на фронт в 16 лет, многое критиковал, но не этот день, когда надевал свои награды и выходил на улицу, к ветеранам. Прошедшие войну, победу воспринимали своей. Так что в их светлую память — с праздником!

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *